Метафорические карты применение. Общие принципы, стратегии и техники работы с метафорическими картами
Колода Метафорических карт - это набор картинок, с различными сюжетами или абстрактными цветовыми пятнами, иногда со словами. Это прямая и относительно легкая дорога в бессознательное.
Когда человек вытягивает для себя карту, у него сразу возникает целый набор мыслей, ассоциаций, воспоминаний, фантазий. Иногда случаются и инсайты. Здесь нет правильных или неправильных интерпретаций. Каждый видит нечто свое, сугубо личное. Причем в разные периоды жизни ассоциации у одного и того же человека будут разными.
Метафорические ассоциативные карты - это сравнительно новый инструмент в психотерапии, относящийся к проективным методикам. Проективные методики основаны на выявлении различных ассоциаций (проекций) с последующей их интерпретацией.
История Метафорических карт
Изобретение метафорических карт можно отнести к 1975 году. Первую колоду выпустил Эли Раман, канадский искусствовед. Цель колоды была не психология, а культурное просвещение масс.
Позже был разработан подход, при котором метафорические карты можно было использовать в практике. Такие карты назвали Oh, потому что люди, видя выпавшую картинку, часто удивленно восклицали «О!», настолько точно эта картинка отражала то, что их больше всего волнует.
Первые карты «Оh» для работы с подсознанием появились в Германии в 1985 году. Эли Раман и Моритц Эгетмейер впервые представили игры публике в Эссене, когда там проходили дни игр. Психотерапевт Джо Шлихтер разработал правила и принципы использования карт как психологического инструмента. Сделано это было в изначальном, терапевтически-ассоциативном формате: вслепую вытягивались карты — одна с картинкой, другая с текстом и нужно было прокомментировать, какие спонтанные чувства, мысли и ассоциации возникали при этом. Работа и взаимодействие с картами и людьми, использующими их, стимулировали и способствовали появлению новых концепций карт и соответственно новых колод.
Работа с Метафорическими картами
Метафорические ассоциативные карты можно использовать в индивидуальной психотерапии, в тренингах, в работе с семейными системами. Они предоставляют возможность увидеть картину любых межличностных взаимоотношений, внутренних противоречий и даже отношений с любым объектом (например, с деньгами). Работа с картами позволяет исследовать и моделировать любые процессы, как в настоящем, так и в прошлом, и, что важно, в будущем.
Метафорические ассоциативные карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального пути выхода из кризиса. Это их качество невозможно переоценить.
Это не гадание
Метафорические ассоциативные карты часто сравнивают с Таро. Но это разные вещи, относящиеся к разным эгрегорам (энергоинформационным системам). Хотя у них, действительно, много общего. В и с Метафорическими картами используются аналогичные расклады, где каждой карте присваивается некая осмысленная позиция. Например, выкладываются три карты в позициях «Каким я себя вижу», «Каким меня видят окружающие» и «Какой я на самом деле». Некоторые приемы работы с такими раскладами тоже используются в обеих системах. Только если в Таро это называется «магией», то в работе с метафорическими картами - «работой с подсознанием».
И там, и там безотказно работает теория синхроничности Юнга, практически никогда не дающая сбоев. Юнг описывал синхронистичность как постоянно действующий в природе творческий принцип, упорядочивающий события «нефизическим» (непричинным) путем, только на основании их смысла и независимо от времени и пространства. Если перевести все на простой язык: «Случайности не случайны». Клиент всегда вытаскивает именно ту карту, которая ему нужна. Именно поэтому метафорические карты называют Oh-карты. Слово «Oh» на русский язык переводится как междометие «Ой», «О!» или «Ах».
Область применения
Область применения Метафорических карт обширна и неисчерпаема. Карты создают атмосферу безопасности и доверия. Они помогают разобраться в психологических причинах происходящих с человеком событий и найти решение для сложных ситуаций. Простота применения карт позволяет использовать их без специального обучения для личностного роста, интересного семейного досуга, игры в дружеской компании.
- Межличностные отношения (личные, дружеские, семейные и др.)
- Разрешение конфликтов (внешних или внутренних)
- Исследование семейных систем, построение генограммы
- Моделирование и исследование любых процессов в прошлом и будущем
- Выработка позитивного мышления
- Самоанализ и саморазвитие
- Личностный рост
- Проработка психологических травм
- Преодоление стрессов
- Работа со страхами
и многое другое
Метафорические ассоциативные карты (МАК, карты ОХ или проективные карты) – это не гадание и не волшебство. Это – проективная психологическая методика, эффективный инструмент в руках профессионального психотерапевта.
У метафорических карт нет определенных значений, как в Таро или Оракуле Ленорман. Здесь важно личное видение каждого клиента, его ассоциативный ряд, мысли, ощущения и чувства, которые вызывает изображение на выбранной карте. Одну и ту же карту разные клиенты воспринимают абсолютно по-разному, каждый видит в ней что-то свое, важное непосредственно для него на данном жизненном этапе.
Анализ именно этой информации помогает найти причины происходящих с человеком событий и скорректировать ситуацию.
Преимущества МАК
Универсальность и простота
Проективные карты просты в использовании и подходят для работы с клиентами всех возрастов и национальностей. Высокоэффективны они как при индивидуальной и семейной терапии, так и при групповой.
Мягкость, комфорт и безопасность
Карты ОХ позволяют мягко и деликатно обращаться к подсознанию. Работать с ними комфортно для человека, ведь он рассказывает и фантазирует о персонажах и действиях, изображенных на карте, а не о своей жизни. Клиент сам выбирает карты, в своем темпе трактует их, рассказывает о своих ассоциациях.
Язык метафор и образов снижает шансы дополнительной ретравматизации, потому что в метафорической карте человек увидит только то, с чем готов работать.
Именно в такой безопасной обстановке можно найти корни проблемы и смоделировать конструктивное решение.
Сниженное сопротивление
Работая с проективными картами, легче обходить сопротивление и другие защитные механизмы психики клиента. Обращение к правому полушарию через образ позволяет проникнуть непосредственно к внутреннему подсознательному конфликту. Страхи, неуверенность, обиды и т.д., с которыми человек хотел разобраться, открываются в его историях и ассоциациях. Распознав их и проведя параллели со своей жизнью, клиент может начать корректировать свое поведение.
Быстрота и глубина диагностики
При правильном сопровождении терапевта и нужных уточняющих вопросах работа с Метафорическими ассоциативными картами позволяет выйти на реальный запрос клиента за несколько минут. Карты ОХ очень быстро помогают прояснить и осознать проблему клиента, понять его восприятие и неконструктивные шаблоны поведения. При этом на поверхность выходят субъективные причины сложностей клиента, лежащие в глубоких слоях подсознания. И задачей терапии является не залечивание симптомов и избавление только лишь от болезненных последствий, а трансформирование установки, которая лежит у истоков проблемы.
Терапевтический эффект и уникальный способ выхода из ситуации
Вербализовать проблему (т.е. проговорить ее вслух, признаваясь себе в том, что она существует) – само по себе является очень важным шагом на пути к преодолению.
Метафорические карты помогают реконструировать травматическое событие, произошедшее с клиентом, и выразить его словами. А после запускают ресурс – внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.
Все правильные ответы и решения всегда есть внутри самого человека. Анализируя выпавшую карту, клиент сам отвечает на поставленный вопрос. Потому что только он сам способен найти оптимальный выход из ситуации.
Моделирование будущего
Сначала рождается мысль и наше видение ситуации, а только потом происходят реальные события. Поэтому очень важно вкладывать в подсознание продуктивные установки и образы. Работа с проективными картами дает возможность исследовать любые процессы в прошлом, настоящем и будущем и моделировать новые варианты разрешения ситуаций. Впоследствии положительные установки и настрой на успех принесут свои плоды в реальной жизни клиента.
Как проходят сеансы с использованием МАК?
- Клиент и терапевт обсуждают ситуацию, выясняют цель работы, формируют запрос. Например: «Я хотел бы избавиться от страха одиночества и начать жить полноценной жизнью»; «У меня очень большая обида на отца. Как мне ее отпустить?»; «В чем причина моих финансовых проблем? Как нормализовать свое материальное состояние?» и т.д.
- Начинается работа по методике, предложенной терапевтом. Клиент вытаскивает в открытую или вслепую карты и рассказывает, что он на них видит, что чувствует в этот момент. Терапевт слушает очень внимательно и задает нужные уточняющие вопросы.
- Клиент и терапевт обсуждают и анализируют то, что было увидено на картинке. Проводят параллели с реальной жизнью клиента, устанавливают причинно-следственные связи.
- Терапевт сопровождает клиента на пути к решению его вопроса. Клиент самостоятельно ищет вариант выхода из ситуации, осознает свой ресурс, отмечает для себя первые шаги для достижения цели.
Какие сложности помогает преодолеть работа с Метафорическими ассоциативными картами?
- Проблемы в личной жизни
- Проблемы детско-родительских и семейных отношений
- Межличностные и внутриличностные конфликты
- Обида, чувство вины
- Зависимости
- Стресс, патологическая усталость
- Психосоматические заболевания
- Проблемы во взаимоотношениях в коллективе
- Проблемы в бизнесе
Расскажу вам о методах работы с метафорическими ассоциативными картами, которые можно использовать для развития творческого потенциала.
Первая встреча с этими красочными картинками состоялась у меня несколько лет назад, когда моя подруга и коллега Маша принесла колоду с развеселыми жителями индейского племени (колода «Морена») и провела со мной короткую сессию.
Впервые во время коуч-сессии я включала не ум и логику, а какие-то другие опции. Смотрела на загорелых, крепких и веселых жителей племени, и в моей голове рождались чувства, ассоциации, включались эмоции.
Это была совсем другая работа. Более глубокая и настоящая.
Потом я стала изучать метафорические карты как инструмент для своей практики. Читала, как психологи используют их в своей работе, исследовала уникальные случаи исцеления с помощью карт (физического и эмоционального).
В тот момент я посчитала этот инструмент чересчур серьезным для себя.
Применять карты можно как в индивидуальной, так и в командной работе по развитию подсознания. Люди очень индивидуально реагируют на них. На одной и той же картинке один видит что-то очень темное и страшное, другой - вдохновляющее и прекрасное.Периодически карты возвращались в мою жизнь.
Колода TanDoo об отношениях ассоциируется у меня с солнечным летом. Однажды мы с Машей загорали на даче и говорили о важном. В помощь себе мы взяли TanDoo, а в этой колоде есть два типа карт: красивые, схематически прорисованные картинки с мужчинами и женщинами в разных необычных ситуациях и положениях, а также небывалые дорожные знаки.
Я помню карты, которые вытащила тогда, помню свои ощущения от этих карт.
С того лета я начала играть с метафорическими картами. Сначала в своих закрытых группах, где я проводила разные программы. Потом в своем живом журнале.
Предлагала темы для исследования, прикладывая к ним разные колоды. Участники озвучивали запрос, называли цифры и получали карту для своей ситуации. Потом писали ассоциации, которые первыми приходили на ум.
Так эта работа-игра развернулась в полную силу. На основе всех проведенных в моем ЖЖ игр (и тех игр, которые я проводила в гостевом формате - в гостях у других блоггеров) можно написать целую диссертацию.
Люди очень индивидуально реагируют на карты. Глядя на одну и ту же картинку, кто-то видит что-то очень темное и страшное, а другой - что-то вдохновляющее и прекрасное. Практически все получают очень нестандартные, красивые и изящные ответы на свои запросы или находят поддержку в мыслях и намерениях.
Почему так происходит, как работают карты? Давайте рассмотрим виды и типы карт, способы работы с ними (в том числе для самоисследования) и ответим на эти и другие вопросы.
Откуда взялись карты?
Есть целое семейство метафорических ассоциативных карт, которые выпускаются под названием «Оh-cards» (oh-cards.ru).
Интересно было узнать, что изначально колоды карт формировались по полотнам известных художников: Поля Гогена («Таити»), Иеронима Босха («Босх»). И печатались эти карты для любителей искусства.
Искусство принимает совершенно другие, более доступные формы, и в компактной форме карточных колод максимально приближается к обычным людям. Если при созерцании монументальных полотен человек играет пассивную роль, то созерцание того же произведения в карточном формате может пробудить у него собственный творческий импульс...
Произведение искусства возникает не только в момент создания его автором, но и каждый раз рождается заново при его восприятии каждым конкретным зрителем. Который, таким образом, тоже приобщается к процессу творения.
Самая первая колода «О» («Oh») задумывалась именно в аспекте «Искусства в карточном формате». Потом оказалось, что карты больше пригодны как идеальный инструмент для терапии, самоисследования и развития творчества.
Почему ассоциативные карты так хорошо работают?
У нашего ума есть «проверочный список», и он выдает нам этот список в ответ на любой вопрос.
Первые мысли, которые приходят в голову - это социально одобренные или социально значимые решения. Или кем-то навязанные или накрепко засевшие в голове стандарты.
Когда вопросы задаются напрямую, в лоб, ум сначала пробегается по этому списку, а ничего нового в нем нет! Новых, ярких решений, инсайтов, открытий - нет! Сознательный ум консервативен, ему сложно искать новое и выходить из зоны комфорта.
Все новое, вкусное, интересное находится в бессознательном - там, где живет интуиция. Чтобы включать бессознательный разум, искать в нем нетривиальные решения, нужно мастерство и умение. Нужны игры, метафоры и ассоциации и карты - отличный способ «отключаться» от сознательного (ведь прямых ответов на карте не найти!) и подключаться к бессознательному, творческому.
В работе с картами включается «сила спонтанного диалога между двумя полушариями мозга: благодаря совместной работе этих противоположных начал пробуждается интуиция и рождается оптимальное решение».
В каких ситуациях нужны ассоциативные карты?
В терапевтической работе с детьми и молодежью.
- В психотерапии взрослых.
- При повышении квалификации и в наставничестве.
- В групповых тренингах на креативность, коммуникабельность и развитие навыков руководителей.
- Для работы со снами.
- Как средство для тренировки интуиции и внутреннего голоса (для самостоятельной работы или игры в компании).
- «Карты для самопознания могут выявить способность создания собственных историй в повествовательной игре вместе с другими рассказчиками».
С колодами карт можно играть в любопытнейшие игры, придумывая рассказы и истории, а потом рассматривая в этих историях себя. Сейчас существует множество игр, построенных на работе с ассоциациями. Например, Имаджинариум или Диксит.
- «Карточные игры учат нас размышлять о самих себе, они учат нас раскрепощению и высвобождают наш творческий потенциал».
В современном мире как никогда нужно умение быстро реагировать на любые изменения ситуации спонтанно, креативно и интуитивно. В играх с ассоциативными картами как раз и вырабатывается такое умение. Еще тренируются гибкость и фантазия, которые нужны в повседневной жизни при возникновении непредвиденных ситуаций.
- «Игры с ассоциативными картами учат нас смотреть в будущее открыто и без страха».
Если мы в игре можем принять решение в неожиданной для нас ситуации и соответственно отреагировать, то и в жизни сможем смело идти навстречу новому и неожиданному, справляться с ним спонтанно, творчески и интуитивно.
Виды и типы карт
Для себя я разделила карты на следующие группы:
Карты с рисунками (абстрактными или конкретными);
- карты с рисунками и словами (при этом рисунок играет ведущую роль);
- карты со словами (рисунок как фон или дополнение).
В семействе «Oh-cards» мне нравятся следующие колоды:
- Уже упомянутая мной «Морена» .
В этой колоде есть сцены из жизни обитателей тропических лесов, а есть карты с разными следами.
«Следы являются отпечатками событий. Ступить в чьи-то следы означает делать то же, что и оставивший следы, жить так же, как он. Мы, по сути, это и делаем, разглядывая картинки в колоде: ступаем в следы людей, живущих такой жизнью, о которой мы бессознательно тоскуем, которой мы с удовольствием сами бы жили».Здесь живо воспоминание о чудесном времени, когда люди еще не выделились из прочего животного мира и чувствовали свое единство со всем живущим. Особенность народа Шингу состоит в том, что он продолжает жить в таком единстве, тогда как для нас, современных людей, это только красивая иллюзия. Гармония жизни, в которой человек является частью окружающей его природы, видна в каждой картине Вальде Мара. Игроку предоставляется возможность найти в самом себе эту гармонию. Если это получается, значит, нам удалось еще сохранить свою детскость, которая отваживается мечтать.
Вальтрауда Киршке «Клубника за окном»
- Карты «Экко»
Здесь совсем другой формат работы, так как в творческий процесс включатся сами участники!
Карту предлагается положить на чистый лист бумаги и раскрасить его, дорисовать что-то свое. В результате на всем листе бумаги «вырастает картина».
После можно убрать карту и заполнить белое пространство под ней.
Как и в других ассоциативных картах, речь не идет о достижении какого-то результата или выигрыше любой ценой...Игрокам требуется дать волю чувствам и раскрепостить фантазию при разговоре о том, что они увидели в картах и что нарисовали. Такой игровой вариант (как почти во всех играх с ассоциативными картами) может стать как просто веселой совместной игрой, так и ступенькой к серьезному разговору.- Карты для саморазвития «Кларо»
Профессионально отпечатанные, с яркой залакированной рубашкой и пустой передней стороной - эти карты можно самостоятельно заполнять рисунками, цитатами, стихами, чем угодно. Затем покрыть их специальным фиксатором и использовать для развития своего подзознания и интуиции.
Широкий простор предоставляется духу изобретательства, фантазии и творчеству - как в создании карт, так и в открытии разнообразнейших вариантов игр.
Карты для развития креативности
- «Zebra Cards»
Использую эту колоду в личной работе, очень хорошо помогает в работе с предпринимателями и командами.
Здесь большую роль играют надписи. На каждой карте дано описание какого-то животного и стратегии его действий, схематичное изображение этой стратегии.
На одной стратегической сессии заказчик и организатор этой самой сессии выбрал карту «Опоссум». Стратегия действия: знает, когда притвориться мертвым. Каждый раз, когда уважаемый предприниматель начинал выступать с пламенной речью об эффективности и продуктивности, я в шутку просила его притвориться опоссумом. И он слушал свою команду.
Если серьезно, то с помощью этих карт можно придумывать новые продукты. Например, как связать новшество в автомобилестроении и качества хамелеона? Создать машину, которая меняет свой цвет в зависимости от настроения хозяина. Или искать ответы на свои запросы, а то и задумываться о том, почему сейчас выпала та или иная карта.
- «Туфельки и шляпки»
По моему мнению, сугубо женская колода. Я играла с ней в Израиле и не успела изучить все способы работы.
Однако карты любопытные, с ними можно играть «в открытую» - выбирать туфельки и шляпки по ситуации и обсуждать их. А можно «в закрытую». Я, по-моему, вытащила чепчик и изящные ботфорты, а потом решала, как это отражает мою ситуацию.
Получилось весело, как это обычно бывает с картами.
- «Деревья-коучи»
Например, отвечая на вопрос: «Какое дерево отражает твои жизненные ценности», я выбираю большое раскидистое дерево. Оно стоит на берегу речки и отражается в ней. Ведущая спрашивает меня: «Как крона этого дерева может описать твои жизненные ценности?».
Я всматриваюсь в дерево по-новому, и слова, которые приходят на ум, можно отнести к моим жизненным ценностям.
Непраздные вопросы - и глубокие размышления, которые приводят к любопытнейшим выводам.
Слова и картинки лишь помогают нам пробудить интуицию, увидеть новые повороты, посмотреть с другой позиции. А вытащенная карта становится зримым воплощением потаенного знания о самом себе.
Хотите верьте, хотите нет, но это работает!Как можно играть с картами?
В игре с ассоциативными картами правило только одно и оно такое: то, что игрок увидит в своих картах при первом на них взгляде, таковым и остается, никакие новые интерпретации и толкования не допускаются.
Очень важно бросить взгляд на карту и тут же дать ответ, чтобы обогнать рассудок и дать слово интуиции, игровым способностям. Отключить внутреннего цензора и выпускать все, что придет.
Взлетим - потом разберемся!
Можно просто вытягивать себе «Карту на день» из любой колоды и задавать ей один вопрос. Например: «От чего мне нужно избавиться, чтобы продвигаться вперед?» или «Какой ресурс мне сейчас нужен больше всего?».
Или же воспользоваться одним из многочисленных вариантов:
1. Сочинять собственные сказки или истории и развивать креативность . Выглядит это так: каждый игрок по очереди вытягивает карту, и, глядя на нее, спонтанно произносит фразу.
Следующий продолжает, так складывается история. Каждый участник может выбрать по три карты. Сложнее всего, конечно, будет последнему - ему придется завершить сказку.
В таких играх взрослые веселятся, как дети, потому как колода бросает вызов игрокам, устраивает проверку их фантазии и выстраивает неожиданные и яркие сюжеты.
Помимо веселья такие сказки или истории (если их записать, а после - прочитать) могут многое поведать нам о нас самих.
2. Вытянуть одну карту и коротко выступить на тему «Мне снился сон» , опираясь на картинку, которая выпала.
Рассказать, где ты сам обитаешь в этой истории, о чем думаешь в этом сне, как себя чувствуешь. Потом можно представить себя каким-то другим участником этой карты (личностью, животным или предметом) и представить себя самого с точки зрения этого участника.
Как будто этот участник картинки рассказывает что-то о том, кто этот сон видит.
Ключевой вопрос: «Какая из моих сторон представлена посредством этой карты?»
Вот что получилось у одной участницы онлайн игры в моем ЖЖ:
3. Обозначить какой-то запрос (цель, задачу). Выбрать карту и назвать десять ее свойств, которые сразу же бросились в глаза (цвет, структуру, концепцию, характеристики, персонажи).
Выписать их списком, а после к каждому пункту прописать - каким же решением он может являться?
Подытожить и выбрать самые вдохновляющие варианты.
Я - профессионал (автор Любовь Мошинская)
Выберите три карты (открыто):
Я в профессии - в начале пути.
Я как профессионал сегодня.
Идеал: я, каким мне хотелось бы быть в профессии.
Расскажите, почему именно эти карты, что для вас важно на каждом из этапов.
Из карт, лежащих рубашками вверх, выберите четвертую карту: что поможет достичь идеала?
Шесть карт для творческого планирования жизни
Исходная ситуация. Кем я являюсь сейчас, в момент, когда ступаю на Путь к своей цели.
Аспект цели или мечты. Что мне нужно учитывать? На чем концентрироваться?
Препятствия на пути к цели.
Ресурсы для преодоления препятствий.
Готов ли я начать?
Еще 17 способов работы с метафорическими картами
1. Знакомство (упражнения-ледоколы в тренингах)
Каждый вытягивает карту и говорит о своем настроении через карту: в чем настроение похоже на то, что изображено на карте, в чем нет.
2. Групповое генерирование идей
Один человек озвучивает задачу. Остальные по очереди тянут карту и придумывают идеи, как решить задачу путем интерпретирования той карты, которая у них на руках.
После того, как каждый озвучит свою идею, может быть, даже не одну, следующий участник задает проблему.
3. Проекционная техника
Можно делать одному или с кем-то.
Выбрать из колоды карту, на которой изображен образ, на который, как вам кажется, вы похоже больше всего. Выбрать - это значит просмотреть карты и найти наиболее похожую на себя.
Далее необходимо описать этого персонажа или этот образ. Кто он, что он делает, что с ним делают, о чем он думает, чего он хочет, что у него хорошо получается и не очень хорошо, в чем ему нужна помощь и т.д.
Все, что вы говорите от лица персонажа, - это ваша проекция, все это есть в вас самих. Если хотите более глубоких открытий, замените «он» или «она» на «я». И попробуйте проговорить все то же самое, но от своего имени.
Возможно, какие-то мысли будут вам близки, а некоторые захочется откинуть. Задумайтесь над каждой сказанной фразой.
4. Подарки ко дню рождения
Не знаете, что подарить? Открывайте карты по одной и ловите поток идей. Используйте колоду карт как сундук с подарками.
Персонажи, цвета, места, которые изображены на картинках, становятся спусковыми крючками, благодаря которым быстро возникают идеи.
5. Вопросы про отношения
Выберите отношения, в которых вы хотели бы разобраться (с партнером, супругом, другом, ребенком, родителем, коллегой, начальником, и т.д.).
Вытащите вслепую пять карт:
1. Что не работает в отношениях?
2. Что я приношу в отношения?
3. Что вторая сторона приносит в отношения?
4. Что работает в отношениях?
5. Что должно произойти, чтоб улучшить взаимоотношения?
6. Как я тебя вижу - обратная связь
Похоже на способ № 3, только необходимо выбрать карту, которая больше всего, по вашему мнению, напоминает вам партнера (друга/подругу, мужа, брата, коллегу и т.д.).
Потом рассказываете, почему вы выбрали именно эту карту. Какая частичка вашего партнера отражена на картинке? Чем персонаж похож на вашего партнера? Какие внешние и внутренние характеристики у них схожи и т.д.
Способ можно использован как развлечение, как способ знакомства, как способ дать и получить обратную связь, если это сложно сделать в прямом общении.
7. Кинофильм
Карта - это застывший кадр киноленты.
Что изображено сейчас (как это связано с твоей жизнью)?
Что было «до»?
Что будет «после»?
Можно поговорить поочередно от первого лица за всех, кто изображен. В самом конце рассказ от имени режиссера (режиссер тот, кто работает с картой): какова на самом деле задумка?
Это позволит выбрать подходящий для человека сюжет из всех, что были озвучены ранее.
8. Анализ / самоанализ
В конце тренинга, оперативки, разговора вытягиваешь карту и отвечаешь на вопрос: «Что было самого важного в этом?».
Вытягиваешь следующую карту: «Какие будут первые шаги после этого?». Кратко и полезно!
9. Фотокадр
Каждый вытягивает карту и встает в позу, которая на ней изображена. Делается групповой или индивидуальный снимок. Весело и оригинально!
10. Препятствия и ресурсы
Одна карта - что помогает в решении задачи, вторая - что мешает, третья - новое направление в решении проблемы.
11. Развитие позитивного мышления
Игра состоит из двух этапов.
Сначала карты-картинки из любой колоды быстро делятся на две стопки: «позитивные» и «негативные». Делается это без долгих обдумываний.
Затем берутся все карты из «негативной стопки» и одна за другой интерпретируются как «позитивные». После описания негативных характеристик карт можно закончить рассказ позитивным заключением.
12. Знакомство с привычным
Участнику группы (клиенту, игроку) предлагается сосредоточиться на проблеме или неприятной ситуации в своей жизни.
Затем клиент вытягивает восемь карт из колоды и раскладывает их по следующей схеме:
Взгляд на происходящее с орбиты космического спутника.
Взгляд на происходящее с высоты птичьего полета.
Взгляд на происходящее с вершины рядом стоящего дерева.
Взгляд на происходящее с собственной ладони.
Взгляд на происходящее из глубокого подземелья.
Взгляд на происходящее глазами любопытного волшебника.
Взгляд на происходящее глазами соседского кота.
Взгляд на происходящее глазами психиатра.
13. Диалог с самим собой
Смешайте две разные колоды и спонтанно, руководствуясь чувствами, выберите пять карт, с помощью которых вы можете представить себя ребенком, подростком, девушкой (юношей), взрослым, пожилым человеком.
Организуйте их беседу друг с другом.
Игроки получают или вытягивают вслепую по две карты, смотрят на них.
Каждый участник открывает и выбирает одну карту, которая символизирует проблему, и одну - решение этой проблемы.
По мере готовности каждого следует краткое объяснение-рассказ группе о проблеме и ее решении.
Если работа индивидуальна, можно использовать третью карту (из любой другой колоды) как переход между одним состоянием и другим.
15. Моя история (в том числе для диагностики изменений)
В начале работы (тренинга, консультирования) вытянуть вслепую пять карт, расположить их в удобном для себя порядке. Кратко рассказать, о чем эти карты, как они соотносятся с жизненной историей.
По окончании работы (консультирования, курса, тренинга) взять эти пять карт, расположить их в соответствии с нынешним своим состоянием и взглядом на ситуацию. Рассказать историю по-новому.
При проработке тяжелого, травмирующего события можно, рассказав о нем, тут же (не меньше трех раз) проделать это упражнение. Снижается негативный заряд ситуации, снимается зацикленность на ней.
16. Вчера, сегодня, завтра
Каждый игрок тянет вслепую три карты и переворачивает, когда придет очередь говорить - чтобы ассоциации были спонтанными.
Открыть карты и решить, какая подходит ко «вчера», какая соответствует «сегодня», какая - «завтра».
Описать историю. Отдельные моменты описания должны быть связаны и указывать направление из прошлого в будущее.
17. Рисунок
Вслепую вытянуть карту, расположить на листе так, чтобы было комфортно, и дорисовать картину так, как кажется правильным, так, чтобы карта стала ее частью.
Либо можно вытянуть карту открыто, соответственно состоянию, и нарисовать картину-состояние, чтобы позволить эмоциям выразиться, быть легализованными.
Использование карт в повседневной жизни
Вот как работает с картами писатель Стюарт Вейр:
Писательство
Карты «Сага» и «Мифы» часто помогают мне придать творчеству новый импульс.
Отвлекаясь на минутку от работы, я вытаскиваю карту, и картинка, изображенная на ней, дает новое, неожиданное направление мыслям. Даже карта, которую я уже не раз вытягивал до этого, приобретает для меня новое значение.
Состояние, в котором я нахожусь, обуславливает смыслы, которые нахожу в картах, и отражается в нюансах возникающей истории.
Развитие духа
Мир образов питает мой дух и позволяет мне ступить на новую территорию и пересечь необжитую местность. Даже если история, возникшая благодаря карте, не имеет определенного отношения к моей сиюминутной работе, все равно в процессе работы с картами меняется мое видение проблемы, и я постепенно выбираюсь из трясины творческого кризиса.
Точно так же, как я применяю карты для творчества, использую их для решения каких-то житейских проблем. Причем история, возникшая благодаря картам, обычно не имеет отношения к реальной проблеме.
По мере пробуждения творческого потенциала расширяются мои возможности видения, а в поле зрения попадают новые возможности решений.
Возникающие решения являются побочными продуктами придуманной истории. Выявление скрытых резервов творчества означает открытие новых возможностей выбора, вместе с этим - принятие во внимание новых решений.
Метафорические карты - удивительный инструмент. Мощный, ресурсный, вдохновляющий и открывающий новые грани. Попробуйте карты в работе! И вы увидите, что решения могут даваться легко, а задачи решатся - играючи.
Дайте волю интуиции и подсознательной мудрости! Если у вас есть вопросы - пишите, обсудим!
Метафорические ассоциативные карты - это набор разного рода картинок, величина которых может достигать размера открытки. Такие карты могут содержать изображения людей, их взаимодействий, животных, пейзаж, жизненных ситуаций и многое другое. Уникальность такого метода заключается в том, что ассоциации вызванные картинкой способны на бессознательном уровне открыть доступ в глубины собственной души. В образах на картах человек видит себя со стороны.
Процесс не сопровождается скованностью и другими ограничивающими эмоциями, а это влияет на создание благоприятной атмосферы, которая располагает к расслабленности и доверию, что крайне важно в работе психолога. Метод ассоциаций помогает быстро прояснить и осознать потребности человека, изучить его незавершенные внутренние процессы и с помощью карт решить эти проблемы
Преимущества метафорических карт:
- при работе со зрительными образами у человека снижается сознательная цензура, что облегчает работу с его неосознанными подсознательными конфликтами;
- карты дают возможность увидеть правдивую картину межличностных и других взаимоотношений человека с окружающей реальностью и образами, живущими в его внутреннем мире;
- отлично подходят для работы с людьми, которые плохо осознают свои чувства и больше полагаются на факты, чем на эмоции;
- помогают преодолеть внутреннее сопротивление, которое очень часто не поддается больше никакой методике;
- открывают большие возможности для творчества, саморазвития, самопознания и сочетаются в работе со всеми известными методиками психотерапевтов;
- универсальная методика, использовать которую можно практически во всех ситуациях и в разных возрастных категориях.
С какими проблемами и вопросами можно работать при помощи метафорических карт?
Данная методика подходит для вопросов различных тематик. Для детей наиболее актуальными являются проблемы взаимоотношений с родителями, сверстниками, устранение разных фобий и психологическая помощь в критических ситуациях (потеря близких людей, развод родителей и т. д.).
Взрослые же могут обратиться к метафорическим картам, чтобы справиться с переживанием одиночества, провести диагностику семейной системы, найти ресурсы для достижения необходимых целей, разрешить проблему выбора и многое другое.
Метафорические карты позволяют:
- определить причины произошедших событий и найти выход из текущей ситуации;
- проанализировать свое будущее, линию поведения (в бизнесе, в коллективе и т.п.);
- скорректировать личные отношения, решить семейные проблемы;
- развить абстрактное и креативное мышление, логические способности;
- найти источник возникновения болезни и сфокусироваться на работе с ее симптомами;
- дать волю своей интуиции и подсознательной мудрости;
- активировать внутренние ресурсы и раскрыть творческий потенциал.
Виды карт и их классификация
В настоящее время методика работы с метафорическими картами становится очень востребованной из-за ее эффективности удобства и безопасности для клиента. В разработке новых колод принимают участие психологи и психотерапевты, которые учитывают самые разные запросы и темы своих клиентов. Карты выпускают в разных странах, самыми первыми были колоды немецких производителей и благодаря Моритц Эгетмейер распространились по всему миру.
Базовым и основным набором являются OH, Persona и Saga, остальные колоды считаются более узкоспециализированными. Их используют по запросам, которые пользуются меньшей популярностью.
OH представляет собой набор из 2-х колод карт, одна из которых содержит картинки, а другая - слова. Помещая изображение в обрамленную карту со словом, клиент высказывает своё виденье получившейся комбинации. Эти карты используют для работы с бессознательным, при эмоциональных расстройствах, внутриличностных конфликтах, для определения межличностного отношения и поиска внутреннего ресурса.
Persona содержит в себе набор портретов людей разного пола, возраста и национальности. Метафора этих портретов позволяет работать по таким запросам, как социальные взаимоотношения, субличности, ролевые диспозиции, эмоциональные расстройства и психосоматика.
Saga представляет собой некую «сказкотерапию». Колода содержит художественные открытки, которые изображают сказочные характеры, сцены и явления. С их помощью работают с переживаниями, ищут внутренний ресурс.
Работа с детьми при помощи метафорических карт
Метафорические ассоциативные карты дают возможность установить эмоциональный контакт с детьми разного возраста. Большим преимуществом служит тот факт, что дети воспринимают этот метод терапии, как игру, а это залог безболезненного сеанса, который не способен травмировать ребенка.
Работа с взрослыми при помощи метафорических карт
Карты способны осветить все темные углы подсознания и ответить на самые волнующие вопросы. Данная методика подходит для абсолютно всех и отвечает на вопросы множества тематик из разных сфер жизни. Достаточно 15-20 минут и с помощью правильно заданных вопросов терапевта, клиент самостоятельно находит выход из угнетающей ситуации, решает свою проблему.
Я, как практикующий психолог очень люблю использовать метафорические карты. Работа с ними всегда увлекательная и для клиента, и для меня. Метафорические ассоциативные карты позволяют тонко и безболезненно соприкоснуться к внутреннему миру клиента и найти в нем решение проблем. Я считаю, в этом и есть главное преимущество и уникальная особенность этого метода.
Метафорические ассоциативные карты (МАК) набирают все большую популярность в среде психологов, коучей, тренеров. К ним проявляют интерес педагоги и социальные работники. Так что же это за инструмент, почему он так популярен, для чего предназначен?
МАК представляют собой набор с изображениями людей, событий, природы, абстрактных образов или слов, объединенных одной темой и идеей автора. Каждая колода содержит инструкцию с описанием и рекомендациями для работы.
Метафорическим картам более 40 лет. Первую колоду создал канадский искусствовед и художник Эли Раман, в 1975 году с целью популяризации искусства. Психологическим инструментом эти карты стали только в 1983 году благодаря психотерапевту Моритцу Эгетмейеру, который впервые применил их в работе с пациентами. Так появилась первая колода и в 1985 году было создано издательство «OH Verlag». Сегодня широко известны колоды из Германии от этого издательства: , и другие.
Постепенно появлялись и развивались методы работы с метафорическими картами, создавались новые колоды. В России первыми появились переведенные колоды, а затем начали активно создаваться отечественные. Сейчас представлен огромный выбор карт от российских, украинских, белорусских, прибалтийских, израильских и других авторов.
Метафорические карты являются замечательным инструментом в работе психологов, коучей, тренеров, консультантов. Активно используются в трансформационных играх, тренингах и обучающих программах. Карты хорошо зарекомендовали себя как при индивидуальной работе, так и в группе. С их помощью легко организовать знакомство, наладить взаимодействие, заинтересовать участников. МАК можно использовать и в повседневной жизни: для принятия решений, развития творческих способностей, поиска новых идей, общения и игр.
Механизм работы метафорических карт основан на нескольких известных психологических феноменах.
Одним из них является закон проекции, впервые описанный З. Фрейдом. По сути карты являются стимулом, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека; объектом, на который накладывается проецируемый материал.
Вторым является закон диссоциации, в результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Клиент смотрит на события, как бы со стороны.
Третьим феноменом, лежащим в основе МАК, стала метафора. Это образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы.
Методы работы с МАК постоянно расширяются, дорабатываются и, соответственно, появляются новые возможности для их использования. Вокруг карт постепенно формируются разнообразные мифы, о которых будет сказано ниже.
С помощью МАК специалисты могут помочь клиентам в решении целого ряда проблем:
- Сложности в отношениях:
и другие…
- Работа с родовыми сценариями:
и другие…
- Поиск внутренних ресурсов:
и другие…
- Работа со страхами:
и другие…
- Поиск своего я, собственной идентичности.
(Archetypes of Personality)
(Inner Active Cards) Производство: Backwoods Press, США.
и другие…
- Вопросы самоопределения и выбора профессии
и другие…
- Принятие решения и выбор стратегии
и другие…
- Работа с травмой, горем.
и другие…
- Работа с зависимостью
и другие…
- Работа с детско-родительскими отношениями
Разработчик: УЦ практической психологии «СЕНТИО».
и другие…
- Работа с нарушениями пищевого поведения
и другие…
- Работа с чувствами
и другие…
Очень часто одна и та же колода позволяет работать с целым рядом проблем. Существуют универсальные колоды. Иногда, наиболее продуктивной оказывается работа с несколькими колодами в рамках одной сессии. Область применения тоже постоянно расширяется, приведенный список лишь небольшая часть тем, при работе с которыми успешно применяются МАК.
Метафорические карты помогают специалисту:
- Установить контакт с клиентом на начальном этапе, создать безопасное пространство, атмосферу доверия.
- Обойти барьеры и защиты клиента, что позволяет свободно рассказывать о чувствах и переживаниях, раскрыться и озвучить проблемы, которые ранее были глубоко скрыты.
- Обратиться к подсознанию клиента. В процессе изучения карт, рождаются метафорические образы, приходят чувства, происходят открытия, которые значительно расширяют границы обычного.
- Выявить актуальную для клиента проблему. Как правило, в различных художественных образах человек улавливает именно то, что созвучно его текущему состоянию и имеет решающее значение на сегодняшний день.
- Найти или смоделировать новые стратегии поведения и возможные решения проблемы.
- Открыть внутренние и внешние ресурсы для преодоления преград и достижения желаемого.
Метафорические карты позволяют выбирать разные стратегии работы, в зависимости от поставленных задач. Так как карты могут содержать только изображение, только словесное описание (текст) или смешение того и другого, то вариантов может быть много.
- Карты с изображениями или словами выбираются вслепую. Клиент не видит изображения. С одной стороны, в этом случае, привносится элемент игры, случая, а с другой, такой способ открывает путь в подсознание, позволяет мыслить метафорически.
- Карты с изображениями выбираются вслепую, а слова подбираются в открытую. Таким образом, можно одновременно задействовать и метафорическое мышление, и привычные для клиента взгляды. Можно сделать наоборот, все зависит от конкретной ситуации.
- Карты с изображениями и словами выбираются произвольно, клиент рассматривает, читает и делает выбор. Как правило, при таком способе клиент меньше тревожится и с удовольствием знакомится с колодой.
Для успешной работы с метафорическими картами желательно придерживаться некоторых правил:
В процессе работы, у каждого специалиста формируется свой список правил и методов работы с МАК, отражающие его индивидуальность и личный стиль, но важно всегда помнить о безопасности клиента.
Метафорические карты вошли в нашу жизнь относительно недавно, но вокруг них сразу же, стали возникать мифы. Пришло время, рассказать о некоторых из них.
Первый миф — это мистическое взаимодействие колоды и клиента, возможность заглянуть в будущее или прошлое. Реальность — карты отражают только существующие внутренние процессы, они не являются гадальными. МАК являются инструментом в руках специалиста.
Второй миф — МАК, это разновидность карт Таро. Реальность — Колода Таро четко структурирована, каждая карта имеет свое значение. Метафорические карты не имеют заданного значения. Клиент описывает карту исходя из личного опыта, представлений и фантазии. Задачи этих колод, как правило, разные.
Третий миф — это психологический инструмент, используемый только узким кругом специалистов. Реальность — метафорические карты появились благодаря художнику и могут применяться в разных областях деятельности. В психологии МАК это один из многих инструментов, направленных на оказание помощи.
Четвертый миф — карты сами по себе могут волшебным образом разрешить все проблемы. Реальность — карты не решают человеческих проблем. Но они могут помочь увидеть истинную причину сложившейся ситуации и найти возможности для изменений.
Но какие бы мифы не возникали, в каких областях не применялись бы метафорические карты, уже очевидно, что они вошли в практику работы с людьми и обладают широкими возможностями.