Роль игры в жизни ребёнка. Игра как форма обучения
Значение игры в жизни ребенка. Беседа с родителями детей младшего дошкольного возраста
Сегенюк Наталья Николаевна, воспитатель НДОУ Детский сад № 206 ОАО "РЖД", г. Тайшет.Описание: Конспект беседы будет интересен воспитателям младших групп, родителям малышей.
Цель: Формировать представление родителей о важности игры в жизни ребенка.
Задачи:
- познакомить родителей с классификацией детских игр;
- рассказать о игрушках для мальчиков и девочек;
- познакомить родителей со значением игры для ребенка.
Ход встречи:
Нашу встречу хотелось бы начать словами великого педагога А.С. Макаренко
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка,
Имеет тоже значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре,
таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит
прежде всего в игре».
Попрошу Вас, уважаемые родители, подумать и ответить на вопрос: «В какие игры дома играет ваш ребенок?» (Обратная связь - диалог с родителями)
Игры, в которые играют наши дети можно разделить на три группы. Первая – это подвижные игры. Какие подвижные игры вы помните со своих детских лет? Эти игры прекрасное средство физического воспитания детей. Ко второй группе относятся дидактические и настольные игры, развивающие логическое мышление, память, внимание. Какие игры вы можете отнести к данной группе?
Третья группа – это творческие, ролевые игры. О них мы с вами и поговорим.
Знакомясь с окружающим миром, ребенок свои знания воспроизводит в игре. Он становится мамой. Папой, кукла – дочкой, игрушечная машинка превращается в настоящую. Ребенок с удовольствием повторяет действия взрослого: лечит, моет посуду – проникаясь их чувствами, содержанием труда. Ролевая игра будет по-разному влиять на воспитание ребенка – в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней, какой микроклимат в семье.
Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что мы хотим увидеть впоследствии и в его собственном поведении – внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, правдивость, честность, любовь к труду – именно с такими качествами мы хотим видеть своего ребенка в будущем.
Так имеем ли мы право вмешиваться в игру, влиять на ее содержание и менять замысел игры, если нам что не нравиться? Да, имеем! И даже обязаны вмешаться, если видим, что у дочери на столе беспорядок, вещи с куклами валяются на полу. Но вмешательство не должно сопровождаться строгим, сердитым упреком, а должно стать незаметным с одной и поучительным с другой стороны. «Давай я помогу тебе помыть посуду и красиво ее расставить на полочке» или «Твои дочки не спят, потому что забыли аккуратно сложить вещи, давай их приберем».
В ролевой игре ребенок учиться подчинять одни желания другим, что является предпосылкой развития воли.
В игре ребенок закрепляет и моральные нормы поведения.
Кроме непосредственного участия в игре родители могут сделать детям указание по ходу игры или подобрать соответствующую игрушку.
Какие же игрушки нужны ребенку? (ответы родителей) Для девочек – это кукла. Кукла заменяет в игре человека. Она может быть ребенком, учеником, подругой. Какой же должна быть кукла? Одежда должна обязательно сниматься, и ее должно быть целый комплект. Любовь к кукле возникает и развивается у ребенка в играх с нею. Чем разнообразнее и содержательнее игры, тем больше ребенок привязывается к кукле. Ребенку достаточно иметь две-три куклы, каждая из которых будет выполнять свою роль.
Для мальчиков хорошо иметь мелкий и крупный строительный материал. Превращаясь в строителя он строит гаражи и дома, а затем водит машину по улицам города.
Не менее важными являются и другие игровые материалы: катушки от ниток, обертки от конфет, различные палочки и бутылочки. Все это служит игрушкой – заменителем. Их ребенок с удовольствием использует в игре (палочка – вилка или ложка, бумажка – салфетка и т.п.)
Большое количество игрушек может привести к тому, что ребенок будет часто менять их, ни с одной из них не играя подолгу. Это может помешать воспитанию у ребенка усидчивости, умению сосредотачиваться на одном деле. Поэтому в использовании у ребенка должно быть ограниченное количество игрушек. Лишние игрушки следует убирать и через определенное время менять – они будут встречены с радостью, как старые друзья. Игрушки с возрастом ребенка вышедшие из его интересов могут быть подарены младшим детям. Это должно быть особенно приятно для него.
Для игровой деятельности у ребенка должен быть свои игровой уголок, в котором обязательно должен стоять стол и стульчик. Хорошо если у девочки еще будет и шкафчик для посудки и мелких игрушек.
Раз в неделю необходимо устраивать в уголке генеральную уборку, привлекая к этому ребенка. Пересматривая игрушки, убирайте «лом». Ребенок в это время может протирать игрушки влажной тряпочкой, постирать кукольные вещи, и помыть кукол. Такая еженедельная уборка приучает малыша к требовательности к самому себе: играть аккуратно, беречь игрушки. В дальнейшем он самостоятельно будет наводить порядок в своем уголке. Хотя некоторые родители порой сами приучают ребенка к неряшливости. Например: ребенок играет, а ему говорят: «Идем гулять» или «Иди обедать» – да при этом еще и торопят. Необходимо в таких случаях за несколько минут предупреждать ребенка, что бы заканчивал игру и успел навести порядок. Иногда дети играю в одну и ту же игру несколько часов, а порой и дней. Очень хорошо, если к игре проявляется такой устойчивый интерес, в таком случае не стоит его нарушать.
И в заключении хочется отметить, что играя с детьми, делая игру содержательной, мы закладываем в нашем ребенке самые лучшие качества будущего отца, матери и человека в целом.
Введение
Игра теснейшим образом связана с развитием личности любого человека, и ребенка, и взрослого. Изучение игровой деятельности весьма актуально именно относительно детей, т.к. именно в период особенно интенсивного развития личности в детстве она приобретает особое значение. Именно с игры начинается развитие личности, формирование ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания.
Сначала ребенку становится доступным какое-то действие или иное проявление личности: оно стало доступным, но еще не вошло в обиход, ребенок не попробовал себя в этом. Эта новая возможность, новая "степень свободы" привлекает ребенка. То, что ребенку впервые удалось сделать, будь то открытие двери, поворачивание ручки, поскольку это для него достижение, какая-то удача, приобретает значимость, привлекательность, в силу которой действие переходит в игровой план: ребенок начинает раз за разом открывать и закрывать дверь, снова и снова повертывать ручку не потому, что сейчас практически нужно открыть дверь, а потому, что это действие бессознательно радует его как выражение его достижений, его успехов, его развития; действия уже привычные, повседневные утрачивают интерес и перестают быть темой игры.
Войдя в игру действия закрепляются и совершенствуются. Ребенок не ставит перед собой цель в буквальном смысле подготовиться к взрослой жизни, но в процессе игры, тем не менее, именно этим он и занимается. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет.
Целью данной работы является изучение развития игровой деятельности детей, их роль в развитии ребёнка.
Для достижения поставленной в работе цели можно выделить несколько задач:
· во-превых, необходимо определить роль игры в жизни ребёнка, а также рассмотреть игру как форму обучения;
· во-вторых, надо охарактеризовать игру как один из значимых видов деятельности в учебном процессе;
· наконец, важно уделить внимание проблеме потенциала дидактической игры в процессе развития личности ребёнка.
Роль игры в жизни ребёнка. Игра как форма обучения
Маленький ребенок непрерывно нуждается деятельности и устает не от нее, а от ее однообразия. Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим и наиболее естественным видом деятельности, важным условием полноценного умственного, нравственного, эстетического, физического развития, его социализации в обществе.
"Детские игры вообще это единственный естественный труд ребенка, за который он берется без принуждения и внешнего воздействия. Одновременно они являются прекрасным способом привития практически всех качеств характера, которые мы ценим в людях, но которые часто пытаемся прививать вербальными, т.е. словесными, методами или простым приучением, обучением или упражнением" .
Играя, ребенок учится жить. Во время игры он довольно легко овладевает, понимает суть и запоминает ее основные правила. В дальнейшем такие навыки ему пригодятся, в частности при обучении в школе. Более того, во время игры, в зависимости от ее хода, ребенок должен оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения; познаёт потребность сотрудничества, приучается уважать права другого участника игры, учится сдерживать себя и свои отрицательные эмоции; взамен выражает доброжелательность и искренность.
Никакая другая деятельность не способна ребенку дошкольного возраста дать столько положительных эмоций, которые так нужны ему для здорового психического и физического развития. Не меньшую пользу приносят игры и в старшем возрасте, но при условии углубления их социального содержания.
Даже сочетание различных видов деятельности не вызывает резкого изменения динамических стереотипов, не нарушает душевного равновесия ребёнка, а становится последовательным фрагментом его жизни, которая разворачивается непосредственно.
Главное - не допускать (особенно в возрасте до 3-х лет) резкого, быстрого перехода с одного вида деятельности на другой, не имеющий с предыдущим никакого логической связи, тем более, если он малоизвестен или совсем неизвестен ребенку. Это вызывает протест, нежелание, даже болезненный страх перед тем новым, что предлагают. Вот почему дети болезненно реагируют на то, что их отвлекают от игрушки или игры, которая их полностью захватывает.
Безапелляционно вмешиваясь в мир детской игры, взрослые травмируют и разрушают мир фантазий, травмируют психику ребенка, деформируют его воображение или, наконец, дают ложные образцы поведения с чувствами других и отношением к результатам их труда. Поэтому так важно быть тактичными с детьми, занятыми играми и игрушками. "Не спешите их останавливать, даже если у вас есть свои планы наоборот, найдите время, поинтересоваться, какой игрой увлечён ваш ребенок и в чём её смысл. Ненавязчиво присоединитесь подыграйте, и вы почувствуете особую признательность ребенка, его заинтересованность вами" .
Благодаря игровой ситуации вы сможете научить ребенка чему-то познавательному и полезному. Как свидетельствуют наблюдения, дошкольники очень любят играть в такие игры, как "Дочки-матери", "Дом", "В гостях" и другие. Их сюжеты родители всегда могут направить на усвоение определенных правил жизни в семье, исполнения обязанностей и соблюдения этики поведения и взаимоотношений.
Руководствуясь народной мудростью о том, что "детей легче воспитывать, чем перевоспитывать" и "начинать воспитывать нужно тогда, когда ребенок еще поперек кровати лежит", нужно всегда заботиться о том, что, как и с кем делает ваш ребенок. А чтобы направлять его на позитивные мысли и хорошие поступки, целесообразно большее внимание уделять играм нравственного содержания: они могут быть как подвижными, скажем, днем, так и достаточно спокойными перед сном.
Положительный воспитательный эффект имеют такие игры, как "Волшебное слово" (когда каждую просьбу и действие необходимо сопровождать надлежащим отбором и употреблением вежливых, приятных слов); "Магазин одной покупки" (когда ребенок мысленно попадает в ситуацию выбора, при которой из большого предложения различных возможных желаний имеет право выбрать только одно.
Кстати, подобную ситуацию "в магазине" можно использовать для того, чтобы дети ориентировались в возможностях семейного бюджета, в полезности или излишке отдельных вещей; учились делать осознанный выбор, за который им самим придется отвечать в случае неудачи); "Хорошо - плохо" (когда в игровой ситуации ребенку раскрывается сущность хорошего и плохого, и у него формируется система представлений о причинно-следственные связи различных действий, поступков и поведения в целом) и другие.
Подобные игры всегда будут способствовать формированию представлений ребенка о вежливости, о первоочередности желаний и потребностей, о возможности их удовлетворения и развивать и обогащать его язык, даже если вы и не будете четко ставить перед собой подобную цель воспитания. Деятельность взрослых служит образцом, который воспроизводится в игровой деятельности ребенка. Игры органически связаны со всей культурой народа, биологическими инстинктами.
В процессе игры ребенок редко усваивает сложные технологические цепочки разных действий. Обычно сами отдельные действия являются предметом игры.
В игре проявляются и новые, только зарождающиеся потребности и интересы ребенка. Проявляясь в игре, они в ней вместе с тем и формируются. Фактически в игре формируются все стороны психики ребенка. В игре у ребенка формируется представление, воображение и фантазия, постепенно формируется абстрактное мышление, он учится использовать общие понятия, схемы.
Психологи часто говорят о том, что игра в дошкольном возрасте является ведущей формой деятельности. Это суждение имеет право на жизнь, однако тот же С.Л. Рубинштейн ставит его под вопрос, справедливо рассуждая о том, что кроме игры ребенок выполняет много неигровых, бытовых видов деятельности. К тому же, очевидно, именно в неигровых видах деятельности ребенок черпает "пищу" для своих игр.
Маленький ребенок не всегда может отделить то, когда он играет, от того, когда он не играет. Постепенно, последовательно игровая и неигровая деятельность дифференцируется. Игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, в спорт, в хобби, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.
Сами игры развиваются по мере того, как развивается ребенок. Их сюжеты становятся все более сложными, внутренние законы все более четкими. Большое влияние на характер игры оказывает окружение, как взрослое, так и детское. Ребенок играет не только в то, что интересно и полезно ему, но и в то, во что играют другие знакомые дети. Иногда он играет даже "через силу" ради тех или иных социальных интересов.
ПОИСК ПО САЙТУ
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу.
Но даже в первую свою работу по обслуживанию себя ребенок вносит много игры. Постепенно ему поручаются всё более сложные работы, которые имеют значение для всей семьи. Все же игра в это время является главным занятием ребёнка, и наиболее его интересует.
В школьном возрасте работа выходит на первое место, появляется ответственность, она связана с ясными представлениями о будущей жизни ребёнка, близко стоит к его будущей общественной деятельности. Но и в это время игра кажется ребенку интереснее работы, ему хочется отложить работу и поиграть.
Есть много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Это категория людей, гоняющихся за удовольствиями, меняющих работу на приятное времяпровождение. Они принесли из детства игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки, - это явилось результатом неправильно организованной игры. Но это не значит, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить к работе Это скорее вызовет у него отвращение к работе и усилит стремление к игре. Надо не устранять игру, а правильно организовывать ее. Надо руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо понимать, что такое игра и чем ее отличие от работы.
Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа.
Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая работа похожа на плохую игру.
Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это верно: в игре не меньше ответственности чем в работе. Отличие игры от работы лишь в том, что работа является участие человека в общественном производстве, в создании общественных ценностей. У игры нет подобных целей, но она имеет к ним косвенное отношение: она готовит человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.
В любой хорошей игре обязательное есть рабочее усилие и усилие мысли.
Игры маленького ребенка - в основном, комнатные игры, в которых основное место занимают игрушки. Ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками, чужие игрушки ему не нравятся. В это время развиваются личные способности ребёнка. Не пугайтесь, что, ребёнок играет один, сейчас ему нужны игры в одиночестве, но важно не упустить время когда ребенок должен перейти к играм, где большее значение имеет общение со сверстниками.
На этой стадии центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:
Игрушка готовая, механическая или простая. Это - разные автомобили, лошадки, куклы, мягкие игрушки и пр.
Готовая игрушка хороша тем, что она постепенно знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она развивает ребёнка к технике и сложного человеческого хозяйства. Поэтому готовая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения.
Игрушечный автомобиль в руках ребенка настраивает его воображение на определённые ассоциации с транспортом, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и уходу. Родители должны наблюдать, чтобы развивающие стороны этой игрушки были замечены ребенком, чтобы он не увлекался только ее механичностью и удобством.
Очень важно, чтобы ребёнок не гордился тем, что у других детей нет таких хороших игрушек, а у него их много, Вообще такие игрушки полезны только тогда, когда ребёнок не бережет для того, чтобы похвалиться перед друзьями, а с ними играет, и играет при не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном процессе. Машины должны что-нибудь перевозить, Маленькие фигурки должны куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны спать, кушать, менять наряды, ходить в гости. В мире детской игры есть большой простор для фантазии, и чем шире и серьёзнее используется этот простор с такими игрушками, тем лучше. Если медвежонка место, только тормошат и потрошат и кидают, это очень плохо. Но если у мишки есть свое место, своя определенная роль в игровом царстве, это уже хорошо.
Другой тип игрушек это игрушка полу-готовая, требующая от ребёнка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели.
Этот тип игрушки хорош тем, что перед ребёнком ставится задача - обычно такая, которую можно решить с известным напряжением и усилием, которую сам ребёнок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, логика, понятие о правильном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек - в том, что задачи эти почти всегда одни и те же, однотипны и быстро надоедают ребенку.
Игрушка-материал: глина, пластилин, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди. и т.д.
Различные материалы - представляют самый дешёвый и самый эффективный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к человеческой деятельности: из материалов человек создаёт материальные и культурные ценности. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже зародилась культура игры и зарождается культура деятельности. В игрушке-материале есть много от реальной жизни, но в то же время есть место для фантазии, не простого мечтания, а творческой фантазии. Если есть кусочки стекла, из них нужно сделать окна, а для окон нужно придумать рамы, следовательно, для рам нужен дом. И наоборот.
Считается, что наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у вашего ребенка есть одна - две механические игрушки, не нужно покупать больше.
Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы ребёнок терялся в обилии игрушек. Пусть он из небольшого количества организует игру.
Если вы купили ребёнку маленькую лошадку и он хочет на не что - то перевозить, ему понадобится тележка. Не торопитесь покупать ему ее, нужно чтобы он сам её сделал из подручных. Если он ее сделает, прекрасно - цель игры достигнута. Но если ему требуется много тележек, вторую можно и купить.
Самое главное добиться следующего:
Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.
Чтобы он доводил свою деятельность до конца, а не бросался от одной задачи к другой.
Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.
Особое внимание нужно уделить отношению ребёнка к игрушке. Он не должен ломать игрушку, должен любить её, но, в тоже время, не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась.
Надо прийти на помощь ребёнку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда могут поправить положение. Надо попытаться починить поломанную игрушку и никогда не выбрасывать её раньше времени.
Есть и другие типы игрушек, которые предназначены для детей которые, уже умеют играть с простыми развивающими игрушками, и они хотят решать более сложные творческие задачи.
В этом им могут помочь металлические, пластмассовые и другие конструкторы, комплекты для сборки различных моделей, в том числе и действующих, научно - познавательные наборы, как например набор выращивание кристаллов – который сочетает в себе интересную, игру приобщение к загадочному миру природы и получения навыков научного опыта. В наборе имеются все необходимые приспособления и компоненты для проведения этих опытов самим ребенком. Выращивание кристаллов- это очень увлекательный и красивый процесс, и если у ребенка хватит выдержки дождаться результатов, он будет очень рад, что своими руками создал такое многообразие форм и оттенков цветов. Набор содержит подробную инструкцию, информацию о минералах и процессе выращивания минералов. Существуют и другие научно - познавательные наборы для детей из области физики, химии, оптики.
Кто то раньше, кто то позже, но всех детей игра в одиночку перестает интересовать как раньше и они переходят к групповой игре. Родители должны помочь ребёнку в этот довольно трудный период. Расширение круга друзей должно происходить в обстановке наиболее благоприятной. Обычно этот переход происходит в виде повышения интереса ребёнка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе.
Лучшим в это время будет такое положение, когда в группе ребят во дворе есть немного постарше, который пользуется у них авторитетом и будет организатором более молодых.
Трудность здесь в том, что дети уже не играют на глазах у родителей, а в своем детском сообществе. Этот период продолжается до 11-12 лет, ребенок уже в это время учится в школе.
Здесь родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребёнок вышел во двор, и подружился со сверстниками. Вы должны внимательно изучить, что это за дети. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребёнка, есть ли чего нибудь плохого в их играх.
Зачастую бывает, что инициатива одного родителя во дворе помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или другом месте. Вы заметили, что дети зимой катаются с обледеневшей мусорной кучи. Договоритесь с другими родителями или одни помогите ребятам насыпать настоящую горку. Сделайте своему сыну простые деревянные санки, и вскоре и у других ребят появится что-либо подобное.
В этот период очень важно общение родителей между собой, что к сожалению происходит не часто. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива; будет очень полезно, если и их родители вместе так же организованно будут руководить ими.
Часто дети ссорятся, дерутся и жалуются друг на друга. Большая ошибка родителей, если они сразу же принимают сторону своего ребенка и сами ввязываются в ссору с родителями обидчика, даже если ваш ребёнок пришёл в слезах. Спокойно расспросите спокойно вашего сына или дочь, представьте себе картину пришествия. В основном виновата бывает не одна сторона. Объясните своему ребенку, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно искать мирные выходы из конфликтов. Обязательно найдите достойный способ помирить вашего ребёнка с противником, пригласите обидчика в гости, и с ним тоже поговорите, познакомьтесь с его родителями, выясните все до конца.
Вы должны уже видеть перед собой не только вашего ребёнка, но должны видеть перед собой детский коллектив и воспитывать его вместе с другими родителями. Только в тогда вы принесёте пользу и вашему ребёнку. Он увидит, что вы проводите общественную работу, и будет видеть в этом пример для своего поведения. Нет ничего хуже агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает плохие качества характера у ребёнка, подозрительность и слепой эгоизм.
Школьная пора
Школа привносит в жизнь ребенка более широкий круг друзей, новые сферы интересов и новые виды игровой деятельности, строгий режим и чёткую организацию. Если во дворе ребенок тоже уже член детского общества, в котором нет ни строгой дисциплины, ни общественного контроля. В школе появляется и то и другое.
Ребенок начинает участвовать не только в игровых мероприятиях, но и деловых и учебных. Поэтому и игра в этот период принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с целями физического развития, правилами, а самое важное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины. Но и здесь у родителей остаются рычаги для влияния на характер ребёнка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребёнку и на другие стороны деятельности.
Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личными успехами, главным же образом, гордость успехом команды или коллектива. Будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери. Нужно пресекать хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Необходимо выработать у ребенка спокойное отношение к удачам и неудачам.
Ошибки родителей по отношению к детским играм.
Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру.
Часто родители слишком много внимания уделяют игре, даже слишком много, всё время вмешиваются в игру детей, игровые задачи часто решают раньше, чем их решит ребёнок.
В этом случае играют больше родители, чем ребёнок. У таких родителей дети не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые всё могут делать хорошо. У них развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.
Если вы подарите ребёнку заводную игрушку и будете сами заводить её и пускать, а ребенок смотреть и радоваться, - эта игра никуда не годится. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, в игре нет его участия. Если ребёнок будет играть только в такие игры, он вырастет пассивным, привыкшим смотреть на чужую работу, не умеющим вносить в работу творческий момент, боящийся трудностей. Игра без усилия, игра без активной деятельности - плохая игра.
Игра не должна занимать всю духовную жизнь ребёнка, необходимо развивать и трудовые навыки. Родители должны воспитывать стремление к полному удовлетворению, преодолению трудностей, развивать воображение.
Игра должна быть такой, чтобы в ней воспитывались те психические и физические навыки, которые будут необходимы для будущей работы.
Многие родители считают что дело в в количестве игрушек. Они тратят большие деньги на игрушки, заваливают детей разнообразными игрушками и гордятся этим. Дети таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае - играют без увлечения, портят и ломают игрушку и требуют новых.
Шакура Карина Вадимовна
студент 2 курса, факультет психологии НИУ БелГУ,
РФ, г. Белгород
Е-mail: miss . bataeva @ bk . ru
Мацевич Кристина Петровна
научный руководитель,
ассистент кафедры общей и клинической психологии НИУ БелГУ,
РФ, г. Белгород
В статье рассматривается роль игры как ведущей деятельности дошкольного возраста, а также основные виды игр и их преимущества для развития ребенка.
Игра – это подлинно «путь детей к
познанию мира, в котором они живут
и который призваны изменить»
М. Горький
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности в дошкольном возрасте. Относительно организации и участия в игровом процессе, родители занимают разные позиции. Некоторые родители не принимают участия в играх детей, тем самым предоставляя им полный выбор действий в игровой деятельности. Или же считают, что их функция в организации игры заключается в обеспечении большого количества игрушек. Другие родители, напротив, уделяют чрезмерное внимание играм своего ребёнка и время от времени сами принимают в них участие. Но в настоящее время всё больше родителей в погоне за развитием и вовсе запрещают своему ребёнку играть в угоду различным кружкам, школам и прочему, считая, что таким образом они развивают ребёнка. Но на самом деле всё оказывается наоборот – развитие не только замедляется, но и многое теряет из-за отсутствия игры. О том, чего на самом деле лишают родители своих детей, поступая подобным образом, в этой статье и пойдёт речь.
Ребёнок растёт, развивается, и вместе с ним меняется и расширяется осознаваемый им предметный мир. Со временем этот мир составляют предметы не только из непосредственного окружения ребёнка, с которыми он может действовать, но и предметы, которые являются для ребёнка физически недоступными. Данное противоречие может разрешиться только в игровой деятельности.
«Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия могут быть заменены другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется. Таким образом, овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре .»
Также игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, с развитием которой происходят основные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой ступени его развития, а именно, происходят важнейшие изменения познания, чувств, воли, характера и всей личности ребёнка. Также на этом возрастном этапе, благодаря ведущей деятельности, зарождаются и развиваются важнейшие новообразования: память, воображение, произвольное поведение и его осознание, личное самосознание и т. д.
Существует огромное количество различных игр: ролевые, подвижные, дидактические, конструкторские, игры с правилами и т. д. При этом каждая игра, в зависимости от своего содержания, по-своему оказывает особое благоприятное воздействие на развитие психических процессов ребёнка, усвоение знаний, умений и, в целом, на формирование личности .
Так, ролевая игра представляет собой деятельность, в рамках которой дети берут на себя роли и функции взрослых и в обобщённой форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для такой игры характерно использование разнообразных игровых предметов, заменяющих действительные предметы деятельности. Например, обычная палочка может выполнять функции лошади или половника, а листья могут быть как звёздами, так и деньгами.
В таком виде игры дети получают богатый опыт социального взаимодействия, осваивают не только действия с предметами, но и отношения между людьми, выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли, что способствует формированию дисциплины и воли. Здесь ребёнок имеет возможность проявить себя и свою фантазию, знания и умения . Самыми распространенными традиционными ролевыми играми являются: дочки-матери, магазин, аптека, школа, зоопарк и другие.
Важное место в жизни детей занимают игры с правилами. Их изучению были посвящены работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Ф.И. Фрадкиной . Отличительной чертой этих игр является правило или задача, которые устанавливаются взрослым или передаются по традиции. Такая игра развивает не только умственные и физические способности, но и выдержку, волю и самоконтроль ребёнка . К группе игр с правилами относят подвижные и дидактические игры.
Подвижные игры способствует повышению работоспособности детского организма, двигательной активности, ловкости движений и совершенствованию опорно-двигательного аппарата . Примерами таких игр могут служить «Жмурки», «Кошки-мышки», «Догонялки», «Лошадки» и другие.
Дидактические игры представлены умственными задачами, составленными взрослыми в занимательной игровой форме. Они направлены на формирование познавательной активности ребёнка, закрепление знаний . Самые известные дидактические игры: «Что изменилось?», «Пирамидка», «Холодно-горячо» и т. д.
Конструкторская игра более похожа на трудовую деятельность. В ходе такой игры ребёнок конструирует, создаёт или строит что-то новое. В таких играх дети познают физические свойства предметов, учатся пользоваться многими инструментами, планировать свои действия. В игровом процессе происходит совершенствование движений, умственных операций, внимания и воображения.
Тот или иной вид игры оказывает положительное влияние на развитие ребёнка, но а так же соответствует определенному возрастному периоду. Условно дошкольный возраст делится на три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний дошкольный возраст (4–5 лет) и старший дошкольный возраст (5–6 лет) . Д.Б. Элькониным было произведено исследование, которое показывает, что в каждом периоде преобладает определенный вид игры .
Младшие дошкольники чаще играют в предметные и конструкторские игры. Ролевые игры детей этого возраста воспроизводят действия взрослых, за которыми они наблюдают.
В среднем дошкольном периоде ролевая игра значительно развивается, появляется большое разнообразие тематики, ролей, игровых действий. Такая игра проходит с установленными правилами, но без сюжета. Также здесь появляются игры-соревнования.
В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются конструкторская, спортивная и игры упражнения с ориентировкой на определённые достижения.
Д.Б. Элькониным были выделены 4 уровня развития игры, с помощью которых можно проследить усложнение игрового содержания и действий, установление определённой последовательности игрового действия, а также появление протестов при нарушении логики действий.
На первом уровне центральным содержанием игры являются действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Роли определяются действием, но не определяют его сами, т. е. дети по отношению друг другу не становятся в типичные для реальной жизни отношения. Действия однообразны.
На втором уровне проявляется соответствие игрового действия реальному, намечается разделение функций между детьми, появляется определенная последовательность действий.
Третий уровень характеризуется выделением специальных действий, характеризующих характер отношений к другим участникам игры. Роли определяют характер действий ребёнка. Действия в процессе игры становятся разнообразными.
На последнем, четвертом уровне, становится выполнение действий, связанных с отношением к другим участникам игры, в зависимости от того, какие они выполняют роли. Роли ясно очерчены, а ролевые функции детей взаимосвязаны. Нарушение правил и определенной последовательности действий отвергается.
По мнению автора, уровни развития игры являются определёнными стадиями развития самого ребёнка. С их помощью можно проследить не только усложнение игры, но и подчеркнуть быстрые и качественные изменения поведения детей, постепенное формирование у них способности контролировать свои действия, развитие мышления и воображения .
В игре формируется основа, подготавливающая переход ребёнка к младшему школьному возрасту. Эта основа заключается в физической, интеллектуальной, личностной, психологической и волевой готовности, необходимой для качественного развития ребёнка.
Так, физическая готовность выражается в таких качествах ребёнка как ловкость, выносливость, гибкость, скорость, сила. Она тесно связана с работоспособностью, особенно нужной при овладении учебной деятельностью.
В основе интеллектуальной готовности большое значение имеет развитие и формирование у ребёнка соответствующих умений. Владение этими умениями, как показало исследование А.П. Усовой в 1962 году, обеспечивает ребёнку «высокий уровень обучаемости». Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности .
Основными элементами волевой готовности являются: определение ребёнком цели, принятие решения и плана действия, их исполнение, преодоление препятствий. Многие исследователи развития воли у детей (Котырло В.К., Цыркун Н.А.) отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации. Именно в игре впервые проявляется способность по собственной инициативе подчиняться различным требованиям и правилам .
Ребёнок считается психологически готовым к школьному обучению, прежде всего, объективно, т. е. при обладании необходимым для начала обучения уровнем психического развития, формирование которого также происходит с помощью игры .
Подводя итоги, можно сделать вывод, что игра является эффективным средством формирования личности человека в целом. В игре реализуется потребность воздействия на мир, происходит развитие памяти, устойчивости внимания, морально-волевых качеств, интеллекта и организации движений ребёнка. Она вызывает существенное изменение в его психике, закладывает основу для учебной и профессиональной деятельности, иными словами, с помощью игры формируется определенный багаж, с которым человек будет идти по жизни.
Список литературы:
- Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Четыз Т.Н. // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – № 3. – C. 149–159.
- Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М,1988.
- Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В.К. Котырло – Киев: Знание, 1972.
- Крутецкий А.В. Основы педагогической психологии / А.В. Крутецкий – М: Просвещение, 1972.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов – М: Просвещение, 1960.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М: академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 271 с.
- Немов Р.С. Психология образования. Кн. 2. / Р.С. Немов – М: Владос,2004. – 99 с.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М: Просвещение, 1982.
- Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – М: Академия педагогических наук РСФСР 1981.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 1. Человек как предмет воспитания. – М: Академия педагогических наук РСФСР 1950.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М: Просвещение, 1978.
«Роль игры в жизни ребенка»
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?
Игра — это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.
Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно — детям. Игры любые — подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, взгляд взрослых, никакого ума не надо. Если бы об этом выводе знали все взрослые (родители, воспитатели и учителя), говорить об этом, конечно, не стоило бы. К сожалению не все знают.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.
Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.
Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.
Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий — это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т.д.
Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений. В игре ребенок чувственно приобщается к бесконечности, путешествует на ковре самолете, ракете, созидает и побеждает все. Он не подвластен времени и пространству. Он ощущает себя воплощением творчества и свободы, проживает в игре то, что реально предстоит ему через много лет. При этом ребенок не осознает этого и не ставит именно таких целей.
Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно — ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи.
В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т.д.
В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек.
“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей — помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности.