Игра "умники и умницы" в начальной школе. Игра «Умники и умницы» в начальной школе Конкурсы умники и умницы для начальной школы
Игра строится в соответствии с одноименной телепередачей и рассчитана на учащихся 3—4 классов.
Из числа зрителей-«теоретиков» путем ответов на вопросы выбираются 3 игрока, получившие наибольшее количество «орденов». Среди них происходит розыгрыш дорожек, на которых они будут играть. Кто быстрее отгадает загадку, тот получает право выбора дорожки.
Красная дорожка — самая короткая. На ней ошибаться нельзя. На желтой дорожке можно ошибиться один раз. Зеленая дорожка — самая длинная, на ней можно ошибиться два раза. Игроки, не прошедшие дорожку, занимают места среди «теоретиков». Неиспользованные вопросы адресуются «теоретикам» и дают им возможность получить «орден».
Реквизиты: изображение трех дорожек (красная, желтая, зеленая), ордена «Умник» и «Умница».
Первый агон
Отборочные вопросы первого агона
Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер)
Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб)
Умывальников начальник. (Мойдодыр)
Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей)
Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек»)
Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь»)
В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье)
Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы) Представление первой тройки участников.
♦ Голубые волосы, огромные глаза —
Она в театре кукол гордость и краса. (Мальвина)
♦ Эту героиню жаба украдет,
Но не упрячет в нору старый крот. (Дюймовочка)
Используя антонимы (слова с противоположным значением), догадаться, какая сказка скрывается под выражением «Бодрствующая дурнушка». («Спящая красавица»)
Эту уродливую деревянную куклу с большой головой и огромным зубастым ртом подарили на Рождество девочке Мари. Как звали куклу? («Щелкунчик»)
Из какой сказки отрывок: «На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелую, черную, какуголь, брошку». («Стойкий оловянный солдатик» Андерсена.)
Если герой сказки влезет этому коню в правое ухо, а в левое вылезет, то станет таким молодцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А если поступит наоборот, т. е. влезет в левое ухо, а вылезет в правое, то снова станет таким, как прежде. Как зовут этого коня? (Сивка-Бурка)
Имя девочки, заменившей на время куклу наследника Тутти? (Суок)
Узнать сказку по нескольким словам из нее: «война», «петух», «звездочет», «царь», «девица». («Сказка о золотом петушке» А. Пушкина)
Подведение жюри итогов первого агона.
Второй агон
Отборочные вопросы второго агона
Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде)
Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен)
Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа)
Как называется поле, на котором Буратино посадил денежку? (Поле Дураков) . В кого превратилась царевна-лягушка? (В Василису Прекрасную.)
Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин)
Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок)
Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка — чьи это имена? (Гномов)
Представление второй тройки участников.
Загадки для розыгрыша дорожек
♦ По известной всем причине
Не спалось мне на перине. («Принцесса на горошине»)
♦ Уж теперь-то всякий знает,
Кто в старой лампе обитает. (Джинн)
Вопрос игроку на красной дорожке
Что общего между сказками «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Огниво»? (Автор — Андерсен.)
Вопросы игроку на желтой дорожке
Английский народный герой, которого называли защитником слабых и борцом за справедливость, вместе со своими друзьями, веселым монахом Туком и самым настоящим богатырем Маленьким Джоном, поселился в Шервудском лесу и не упускал случая нападать на богачей, врагов народа, забирать их золото и отдавать его бедным людям. Кто он? (Робин Гуд)
Исправить ошибки в названиях известных сказок:
— «Снежная принцесса» («Снежная королева»);
— «Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»);
— «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»).
Вопросы игроку на зеленой дорожке
Сейчас эти предметы называются: компас, роликовые коньки, самолет. А как они назывались в старых сказках? (Волшебный клубочек, сапоги-скороходы, ковер-самолет)
Назвать не менее трех героев сказок, обитателей водоемов. (Кикимора болотная, водяной, русалка, золотая рыбка, щука)
Как зовут девочку-сорванца, которая, в отличие от других детей, живет одна, сама по себе, в доме, который называется «вили Вверхтормашками»? Она великая выдумщица. Ее друзей зовут Томми и Анника. (Пеппи Длинный чулок)
Подведение жюри итогов второго агона.
Третий агон
Отборочные вопросы третьего агона
Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шушара)
Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер)
Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка)
Друзья Белоснежки. (Гномы)
Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле)
Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица)
Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч)
Герой, который был помещен на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок)
Представление третьей тройки участников.
Загадки для розыгрыша дорожек
♦ Герой с морской фамилией каждому знаком,
К тому же, он является хозяйственным котом. (Матроскин)
♦ Зловредная старуха в шляпе старомодной,
В пакостях своих она неугомонна. (Шапокляк)
Вопрос игроку на красной дорожке
Перечислить не менее трех сказок, в названии которых встречаются числа. («Али-Баба и сорок разбойников», «12 месяцев», «Три поросенка», «Цветик-семицветик» ...)
Вопросы игроку на желтой дорожке
Самой знаменитой из героинь сказок Г. -X. Андерсена поставлен памятник в гавани Копенгагена, города, где долгое время жил и сочинял сказки Андерсен. Что это за героиня? (Русалочка)
Назвать не менее трех золотых предметов, действующих в сказках. (Золотое руно, золотой петушок, золотой ключик, златая цепь, золотое яйцо)
Вопросы игроку на зеленой дорожке
Перечислить не менее трех сказок, в названиях которых встречаются цвета. («Красная Шапочка», «Аленький цветочек», «Синяя Борода», «Курочка Ряба»)
После выхода в свет известнейшей книги Дефо о приключениях человека, попавшего на необитаемый остров, многие писатели начали подражать автору и писать книги о приключениях людей, оказавшихся отрезанными от мира. Такие приключения в честь главного героя стали называть «робинзонадами». Как зовут героя Д. Дефо? (Робинзон Крузо)
Назвать не менее трех героев сказок, отличающихся от своих сородичей маленьким ростом. (Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, конек- горбунок, Карлсон)
Подведение жюри итогов третьего агона. Поздравление и награждение победителей.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Цель:
Повысить интеллектуальный уровень развития детей и расширить их кругозор.
Задачи:
1. Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
2. Развить интерес к занятиям по разным предметам.
3. Воспитывать настойчивость, волю и упорство в достижении цели.
4. Выявить самого эрудированного ученика.
Ход мероприятия
I. Организационный момент .
Ведущий 1: Начинаем конкурс-игру «Умники и умницы».
Ведущий 2:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!
У нас в запасе знания вершины покорять!
Мы – умники и умницы. Пришла пора играть!
Ведущий 2: В нашей игре принимают участие 3 команды………..
Ведущий 1:
Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)
Ведущий 2:
Девочки и мальчики. Наш конкурс «Умники и умницы» состоит из четырёх этапов. Первый этап «Математический» перенесет вас в область математики. Второй этап «Грамотей» позовет юных филологов. Третий этап «Литературный» поможет нам узнать, насколько много вы читаете. Четвёртый этап «Любители природы» отправит нас в путешествие в мир природы.
На каждом этапе вас ждут 3 вопроса. Вы должны выбрать себе один из них. Количество баллов за вопрос вы выбираете сами. Жёлтая карточка-10 баллов, в неё входит один вопрос, зелёная – 20, состоит из двух вопросов и красная – 30 баллов имеет три вопроса.
Ведущий 1:
Пусть вам сегодня всю игру
Сопутствует успех!
Вперёд, друзья! Игра зовёт!
Болеем мы за всех!
Ведущий 2: Итак, начинаем первый этап «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ». Прошу команды выбрать задание.
1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)
Две сосиски варятся 6 минут. Сколько минут будут вариться 8 сосисок? (6 минут)
2 карточка (зелёная – 20 баллов)
1)Во дворе гуляли гуси и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Всего 8 лап. Сколько было гусей и сколько собак? (1 собака, 2 гуся.)
2)В комнате стояло около стола 8 стульев. Два переставили к стенке. Сколько стульев стало в комнате?
(8 стульев)
3 карточка (красная – 30 баллов)
1)Ане подарили 8 книг. Все, кроме 5, она прочитала. Сколько книг ей осталось прочитать?
(5 книг)
2)Во дворе гуляли куры и одна собака. Всего гуляло 10 лап. Сколько было кур? (3 курицы)
3) Когда гусь стоит на двух ногах он весит 4 кг. Сколько килограммов будет весить, если встанет на одну ногу?
(4кг)
Ведущий 1: Внимание, начинаем второй этап «ГРАМОТЕЙ». Выбираем задания.
1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)
Из букв нужно составить правильно слово БИЬЛУНИДК (будильник)
2 карточка (зелёная – 20 баллов)
1) Из букв нужно составить правильно слово АОСНВМТКО (космонавт)
Ляжет палочкой на строчку-
Проходите по мосточку. (тире)
3 карточка (красная – 30 баллов)
1)Из букв нужно составить правильно слово БИЬЛУНИДК (будильник)
2) Отгадайте знак препинания:
На крохотное ушко
Похожа завитушка,
Велит нам постоять чуть-чуть
Выйдет на дорожку-
Всем подставит ножку. (запятая)
3) Расставьте слова в алфавитном порядке: город, весна, арбуз, снег, костёр, эскимо. (арбуз, весна, город, костёр, снег, эскимо)
Ведущий 2: Нас ждёт следующий этап «ЛИТЕРАТУРНЫЙ». Выбираем задания.
1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)
Что Буратино вытащил в Стране Дураков из кармана куртки, перед тем как положить туда золотой ключик? (пиявки)
2 карточка (зелёная – 20)
1) Имя папы Буратино (Карло)
2)Герой сказки, что жил у славного Дадона, «стерёг границы его царства» (Петушок)
3 карточка (красная – 30 баллов)
1) Сказочное дерево, у которого «И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. (дуб)
2) Прозвище дяди Степы (Каланча)
3) Волшебник, который всегда лезет в бутылку (Джинн)
Ведущий 1: Итак, ребята, последний этап нашей игры «Любители природы». Выбираем задания.
1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)
Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крест – накрест, и птенцов –то она выводит не летом, а зимой.
(клёст)
2 карточка (зелёная – 20)
1)Сколько ног у паука? (8)
2) Какой океан на Земле самый большой? (Тихий)
3 карточка (красная – 30 баллов)
1)У кого ухо на ноге? (у кузнечика)
2)У какой дикой кошки кисточки на ушах? (рысь)
3) Назовите любимое лакомство аистов. (лягушки)
Ведущий 2: Конкурс завершен. Слово для объявления количества баллов и имен команд-победительниц.
МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа»
Интеллектуальная игра для младших школьников
«Умники и умницы»
Подготовила: Шаталина С.А.-учитель нач.кл
2013-2014 уч.г.
Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия в Страну знаний может быть проведена без всякой предварительной подготовки. Достаточно разбить детей на 5 команд-экипажей и подготовить 55 монет-жетонов для оплаты правильных ответов. В качестве ведущего может выступить классный руководитель.
Можно также предложить детям выбрать девиз экипажа, громко произнести его во время представления - это уже требует дополнительных репетиций, что побуждает детей к общению, к объединению. Автор предлагает несколько вариантов речовок-девизов, по примеру которых дети смогут составить свои.
Жюри и судей для этой игры выбирать не нужно. Результаты каждой команды-экипажа будут выявлены при подсчете суммы заработанных командами «умов». Это по сценарию происходит в конце игры, на Острове сокровищ.
Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.
Форма : интеллектуальная игра.
Подготовительная работа с детьми
Разбить детей на 5 команд методом жеребьевки, выбрать в каждой команде капитана. Каждая команда должна выбрать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления команд.
Примерные слоганы для девиза:
Один ум хорошо, а много умов - лучше!
Ученье - свет, а неученье - тьма!
Грамоте учиться в жизни пригодится!
За ученого двух неученых дают!
Науки и знания - наше призвание!
Кто любит науки, тот не знает скуки!
Хочу все знать!
Учись, учись и больше не ленись!
Оборудование:
а) за день-два до классного часа изготовить 55 маленьких монет достоинством от одного до пяти «умов» из плотной бумаги (можно разного цвета):
1 «ум» - 15 штук;
2 «ума» - 15 штук;
3 «ума» - 5 штук;
4 «ума» - 5 штук;
5 «умов» - 10 штук.
Эти монеты ведущий будет вручать командам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа монеты нужно сложить столбиками на столе учителя;
б) для награждения победителей изготовить из плотной бумаги «паспорт» гражданина Страны знаний;
в) подготовить карточки (полоски бумаги), на которых записать по 2 слова с перепутанными буквами:
Оформление класса:
а) если это открытое мероприятие, можно нарисовать карту Страны знаний. На этой карте могут быть нанесены долина Чисел, вершина Рекордов, деревня Узелки, остров Сокровищ, Лесные тропинки, Перекресток трех дорог, столица Пятерочка, Птичий базар и т. п.;
б) можно просто записать на доске название игры и перечислить в столбик названия остановок интеллектуального путешествия: «Лесные тропинки», «Долина чисел», «Вершина рекордов», «Путаница», «Деревня Узелки», «Перекресток трех дорог», «Столица Пятерочка», «Остров сокровищ».
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:
а) конкурс «Разминка на лесных тропинках»;
б) конкурс «Долина чисел»;
в) конкурс «Вершина рекордов»;
г) конкурс «Путаница»;
д) конкурс «Деревня Узелки»;
е) конкурс «Перекресток трех дорог»;
ж) конкурс «Столица Пятерочка»;
з) «Остров сокровищ» - подсчет результатов.
3. Подведение итогов.
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по Стране знаний. В этой стране созрел богатый урожай интересных и сложных вопросов. Вот мы и отправимся на сбор этого урожая. Правильные ответы на вопросы оплачиваются в у. е. - в умственных единицах; так называется валюта Страны знаний. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы оплачиваются монетами в 1, 2,3,4 или 5 «умов».
Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту. Последний пункт нашего путешествия - «Остров сокровищ». Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а тот, кто наберёт больше всех, получит звание умника и станет гражданином Страны знаний.
В путешествие мы отправляемся 5 экипажами, которые мы назвали именами советских космических аппаратов. Каждый экипаж должен был придумать девиз, связанный с темой ума, знаний, учебы, учения.
Итак, знакомьтесь: экипаж 1 «Восток», капитан (имя, фамилия); экипаж 2 «Союз», капитан (имя, фамилия); экипаж 3 «Салют», капитан (имя, фамилия); экипаж 4 «Мир», капитан (имя, фамилия) и экипаж 5 «Буран», капитан (имя, фамилия).
Во время представления экипажей команды встают и по сигналу командира громко произносят свой девиз.
Команды готовы, отправляемся в путь. Мы будем посещать острова и города Страны знаний. И везде нас ждут интересные вопросы. Команды по очереди будут отвечать на вопросы, зарабатывать валюту. Если команда не дает ответа, то на это вопрос сможет ответить следующий по порядку экипаж.
II. Интеллектуальная игра «Умницы и умники»
Конкурс «Разминка на лесных тропинках»
(Для награждения нужны 10 монет в 1 «ум».)
Классный руководитель. А вот и первая остановка - «Лесные тропинки». Тут нас ждет разминка - вопросы, на которые нужно дать быстрые и точные ответы. За правильный ответ на вопрос экипаж получает монету достоинством в 1 «ум». На все вопросы разминки ответ один - название животного или птицы.
Ведущий задает вопросы командам по очереди (по 2 вопроса каждой команде). За правильные ответы ведущий вручает командам монеты.
Вопросы для разминки:
1. Пассажир без билета. (Заяц.)
2. Ее отчество Патрикеевна. (Лиса.)
3. Греки называли его «арктос». (Медведь.)
4. Друг человека. (Собака.)
5. Он всегда в лес смотрит. (Волк.)
6. «А Васька слушает да ест». (Кот.)
7. Ей «где-то Бог послал кусочек сыру». (Ворона.)
8. Кто, «не боясь греха», хвалит петуха. (Кукушка.)
9. Она «в ослепленье бранит науку и ученье». (Свинья.)
10. Он виноват уж тем, что волк хочет кушать. (Ягненок.)
Конкурс «Долина чисел»
(Для оплаты нужны 5 монет в 7 «ум».)
Классный руководитель. С Лесных тропинок мы направляемся прямо в долину Чисел. В этой долине растут вопросы, на которые нужно отвечать каким-нибудь числом. Ответы не обсуждаются, Цена вопроса - 1 «ум». Задача понятна? Поехали!
Учитель задает по одному вопросу каждой команде:
1. Сколько колец на Олимпийском флаге? (5.)
2. Сколько звезд на погонах армейского капитана? (4.)
3. Сколько музыкантов в секстете? (6.)
4. Сколько чудес света? (7.)
5. Сколько цветов на Георгиевской ленточке? (2.)
Конкурс «Вершина рекордов»
(Нужны 5 монет в 2 «ума».)
Классный руководитель. А теперь мы совершим восхождение на вершину Рекордов. Здесь нас ждут вопросы о рекордах природы. Каждый вопрос стоит 2 «ума». Можно обсуждать ответы в течение 1 минуты.
Учитель задает по 7 вопросу каждой команде:
1. Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер.)
2. Назовите самое глубокое место на Земле. (Марианская впадина в Тихом океане.)
3. Назовите самый большой океан? (Тихий океан.)
4. Назовите самые соленые моря на земле. (Красное море, Мертвое море.)
5. Назовите самое большое морское животное. (Кит.)
Конкурс «Путаница»
(Нужны 10 монет в 2 «ума».)
Классный руководитель. Ну что ж, вы покорили вершину Рекордов. А теперь мы прибыли на птичий базар. Но птиц здесь не видно и не слышно. Они запутались в сетях паутины - все буквы у них перемешались. Нужно сложить буквы правильно, и птицы вырвутся на свободу. А команда получит в кошелек монетку в 2 «ума». На выполнение этого задания каждой команде дается 1 минута.
Учитель раздает детям листочки бумаги, на которых записаны сочетания букв (по 2 на каждую команду).
1. СТЕКЛ (клест)
ЛЯДЕТ (дятел)
2. АРОСОК (сорока)
АЛГАК (галка)
3.ЛВИНАП (павлин)
ТАИС (аист)
4. ЦЕРВОСК (скворец)
РИНГЕСЬ (снегирь)
5. НАРОВО (ворона)
ЕЛГОЩ (щегол)
Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.
Учитель называет команды, те произносят названия птиц, которые зашифрованы в их словах. Учитель вручает монеты за выполнение задания.
Очень хорошо, что мы освободили птиц из путаницы, и бедные пернатые радостно полетели в свои гнезда!
Конкурс «Деревня Узелки»
(Нужны 5 монет в 3 «ума».)
Классный руководитель. А теперь мы отправляемся в деревню Узелки. Здесь растет множество слов, которые связаны между собой невидимыми узелками. Я буду называть эти слова, а вы должны определить, что их связывает. Если угадаете, узелки станут видимыми и слова породнятся. А вы получите за правильный ответ монету достоинством в 3 «ума». Время обсуждения - 1 минута. Слушаем вопросы.
1. Что общего между капитаном и капустой? (Общий корень: от латинского «caput» - голова.)
2. Что общего между апельсином и Китаем? (Апельсин в переводе на русский - китайское яблоко.)
3. Что общего между астрой и астронавтом? (У этих слов общий корень: «astra» в переводе на русский - звезда, астронавт -звездоплаватель.)
4. Что общего между гладиолусом и мечом? (Слово «гладиолус» произошло от латинского слова «gladius» - меч.)
5. Что общего между стадионом и двумя минутами (стадион по-гречески - это дорожка длиной 125 шагов, которую человек проходит за 2 минуты.)
Конкурс «Перекресток трех дорог»
(Нужны 5 монет в 4 «ума».)
Классный руководитель. Вот мы и выбрались из деревни Узелки и оказались... на перекресток 4 дорог. Тут, как и положено, стоит большой камень. На нем вопросы с 3 ответами. Выберешь правильный ответ - получишь монету в 4 «ума», а выберешь неправильный - останешься с носом.
Итак, вопросы и варианты ответов. Вы выбираете только один. Без обсуждения!
Учитель задает по 1 вопросу командам, оплачивает монетами правильные ответы.
1. После принятия христианства многие славяне не могли читать Библию, так как она была написана на греческом языке. У славян не было азбуки, чтобы перевести Библию на славянский язык. Кто создал славянскую азбуку?
а) Борис и Глеб;
б) Кирилл и Мефодий; +
в) Ярослав Мудрый.
2. Он никогда не нападал внезапно, без объявления войны. «Иду на вы», что значит «Иду на вас» - такими словами он предупреждал противника, давая ему время на подготовку. Как звали этого благородного князя?
б) Святослав; +
3. Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом от меча и погибнет»?
а) Дмитрию Донскому;
б) Юрию Долгорукову;
в) Александру Невскому. +
4. От чего по преданию погиб князь Олег?
а) от стрелы;
б) от инфаркта;
в) от змеиного укуса. +
5. «И пошел Святослав к Царьграду, воюя и разбивая города». Как сейчас называется Царьград?
а) Москва;
в) Стамбул.
Конкурс «Столица Пятерочка»
(Нужны 10 «монет» в 5 «умов».)
Классный руководитель. Вот, наконец, и столица Страны знаний - Пятерочка! Тут водятся такие вопросы, на которые нужно дать не один, а 5 ответов. А значит, можно сразу получить монету в 5 «умов». Отвечают без подготовки и без пауз все члены команды. Как только будет дано 5 правильных ответов, команда получает монеты, если будет допущена хотя бы одна ошибка или пауза больше 3 секунд, команда не получает ничего. Итак, слушаем вопросы.
Учитель задает вопросы командам. Дети отвечают без обсуждения, дополняя друг друга.
1. Какие бывают корабли? (Яхта, теплоход, катер, подводная лодка, крейсер, авианосец и т. п.)
2. Какие бывают летательные аппараты? (Ракета, самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар, спутник, космическая станция, дирижабль и т. п.)
3. Какие марки легковых автомашин вы знаете? («Вольво», «Мерседес», «Жигули», «Волга», «Фольксваген», «Москвич», «Шкода», «Шевроле» и т. п.)
4. Какие бывают народные танцы? (Полька, полонез, краковяк, лезгинка, гопак, чардаш, самба, румба и т. п.)
5. Какие народные русские промыслы вы знаете? (Хохлома, гжель, палех, жостово, городец, дымково и т. п.)
6. Назовите писателей-сказочников мира. (Гримм, Андерсен, Перро, Гауф, Линдгрен, Волков и т. д.)
7. Назовите хищных птиц. (Орел, ястреб, беркут, коршун, гриф и т. п.)
8. Назовите 5 певчих птиц. (Соловей, иволга, дрозд, жаворонок, канарейка и т. п.)
9. Назовите 5 столиц европейских государств. (Париж, Рим, Берлин, Лондон, Мадрид, Осло и т. п.)
10. Назовите 5 ядовитых растений. (Дурман, волчье лыко, вороний глаз, ландыш, белладонна и т. п.)
Конкурс «Остров сокровищ»
Классный руководитель. Вот мы и прибыли на Остров сокровищ! Здесь вам предстоит подсчитать, сколько же «умов» вам удалось собрать?
Включается музыка, дети считают монеты.
Ну, что ж, самым успешным наше путешествие оказалось для экипажа (название). Этот экипаж собрал самый богатый урожай вопросов и заработал больше всех валюты (называет сумму). Все члены экипажа становятся гражданами Страны знаний и получают паспорт этой страны.
Учитель вручает команде символический паспорт Страны знаний. Дети приветствуют победителей аплодисментами.
III. Подведение итогов
Классный руководитель. Наше путешествие закончилось, но ни на минуту не заканчивается процесс познания. Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.
Примерные ответы детей:
Мне понравилось искать ответы на Перекрестке.
Мне понравилось, когда мы вместе подбирали по 5 ответов, заработали 5 «умов».
Интересно было разгадывать вопросы о словах, мы не знали, но догадались о значении многих слов.
Такие путешествия очень нужны, потому что после них хочется что-то искать в книжках, узнавать что-то новое.
Цели: формировать умение решать задачи на смекалку, закрепить знания о русском языке, активизировать познавательную деятельность детей, расширить и углубить знания, полученные на уроках окружающего мира, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.
Форма: интеллектуальная викторина.
Методы: коллективная творческая деятельность.
Оборудование: карточки с заданиями разных цветов: красного – с заданиями по математике; желтого – по русскому языку; зеленого – по чтению; синего – по окружающему миру; оранжевого – из области искусства; белого – общие знания; кубик, грани которого окрашены в те же цвета.
Ход мероприятия
Ученики поделились на команды, выбрали название. Капитан 1 команды выходит к столу ведущего. На столе разложены карточки с заданиями цветной стороной вверх. Игрок бросает кубик, после чего выбирает одну из карточек того же цвета, что и грань кубика. Читает задание. Члены команды думают и отвечают. Если ответ полный и правильный, ведущий оценивает его и записывает результат. Если неверный, то право ответа переходит другой команде.
Окружающий мир.
- Стоящий на остановке трамвай обходят спереди или сзади? (спереди )
- Какой орган человека называют «мотор»? (сердце )
- Дерево медонос – это…(липа )
- Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходят спереди или сзади? (сзади )
- Что теряет лось каждую зиму? (рога )
- С прилетом каких птиц считают, что пришла весна? (грачи )
- Какие цветные моря вы знаете? (Черное, Красное, Желтое, Мраморное, Белое )
- Какое озеро самое глубокое? (Байкал )
- Растет ли дерево зимой? (нет, оно замирает )
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клест )
- Какое вещество на нашей планете существуют в трех состояниях? (вода )
- Как называется месяц весенних первоцветов? (апрель )
- Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри )
- Кто спит головой вниз? (летучая мышь )
- С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компас )
- Какой орган человека называют командным пунктом? (мозг )
Искусство.
- Что такое вернисаж? (выставка картин )
- В какой стране и в каком городе нас встречает знаменитая героиня сказки? (Русалочка, Копенгаген, Дания )
- В каком городе жил великий композитор Иоганн Штраус? (Вена, Австрия )
- Какая башня называется «падающая»? (Пизанская )
- Что такое палитра? (доска для смешивания красок )
- Что такое Колизей? (сооружение в центре Рима, он был построен почти 2000 лет назад. В центре его располагалась арена, вокруг которой были ряды для зрителей )
- Что такое пейзаж? (картина, изображающая природу )
- Назовите композиторов.
- Как называется художник, изображающий животных? (анималист )
- Где находится музей одного-единственного корабля «Васа»? (Стокгольм, Швеция )
- Как расположены улицы в городе Кострома? (в виде веера )
- В каком городе расположен музей И.И. Левитана? (Плес )
- Что такое финифть и в каком городе ее делают? (В Ростове, это очень красивые украшения с эмалью – броши, браслеты, серьги )
- В каком городе находится собор, которые строили 600 лет? (Кельн, Германия )
- Какое грандиозное сооружение находится в Египте? (пирамиды )
- Какое сооружение находится в Афинах? (Парфенон – храм, построенный в честь богини Афины )
Русский язык.
- Объясните, как понимаете выражение: «язык заплетается».
- Слово «пятачок» имеет несколько значений. Назовите их.
- Что может убежать?
- Слово «ножка» имеет несколько значений. Назовите их.
- Объясните, как понимаете выражение: «яблоку негде упасть».
- Какой пословицей можно выразить смысл следующего предложения: не болтай. (держи язык за зубами )
- Объясните, как понимаете выражение: «висеть на телефоне».
- Найдите слово, которое спряталось в слове мрак.
- Закончите поговорку: век живи - … (век учись )
- Объясните, как понимаете выражение: «только пятки сверкают».
- Найдите слово, которое спряталось в слове катер.
- Закончите поговорку: что написано пером… (не вырубишь топором )
- Какое слово лишнее: радостный, веселый, хмурый?
- Как пишется слово в(и,е)н(е,и)грет? (винегрет )
- Назовите пословицу о книге.
- Какой звук не могли выговорить герои рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква»? (Ш )
Математика.
- Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15?
- Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько всего? (трое )
- Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (через 72 часа, т.е. ровно через трое суток, будет ночь, значит, солнечной погоды не будет )
- Мы часто пользуемся словом километр. Метр в переводе с французского означает мера. Что означает в переводе с французского слово кило? (тысяча )
- Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина до того, как он поймал золотую рыбку? (ровно 30 лет и 3 года )
- Дети шли в столовую парами. Юра посчитал 3 пары впереди себя и столько же пар после себя. Сколько всего детей шло в столовую? (14 )
- У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 )
- Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки? (5 )
- Два мальчика нашли во дворе 100 рублей. Сколько денег найдут 5 таких же мальчиков? (100 )
- Из города А в город В самолет летит 80 минут, а обратно 1ч 20 минут. Почему? (80 минут=1ч20мин )
- Эта фигура может быть прямой, тупой, острой. (угол )
- Простой инструмент для проведения прямой линии. (линейка )
- Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля? (в машине )
- По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц? (2 )
- В строю 15 учеников. Сколько учеников стоят между третьим и двенадцатым? (8 )
- Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?
Чтение.
- Как называется литература о будущем? (фантастика )
- Как Элли попала в волшебную страну? (ее унесло ураганом )
- Колдунья из сказки Андерсена «Огниво». (ведьма )
- Предмет, которым уколола палец принцесса из сказки Ш. Перро «Спящая красавица»? (веретено )
- Слово, которое старался сложить из льдинок Кай в сказке Андерсена «Снежная королева»? (вечность )
- Прозвище, которое дала молодому королю высокомерная и насмешливая принцесса из сказки братьев Гримм. (Дроздобород )
- Имя одной из сестер героини сказки Перро «Золушка». (Жавотта )
- Место, где держала зверей маленькая разбойница из сказки Андерсена «Снежная королева». (зверинец )
- Имя красавицы – невесты юноши Йорингеля, превращенной колдуньей в соловья в сказке братьев Гримм. (Йоринда )
- Фамилия, которую придумал хозяину герой сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». (Карабас )
- Документ, который потребовала водяная крыса у героя сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». (паспорт )
- Пуховики, на которых спала героиня сказки Андерсена «Принцесса на горошине». (перина )
- Лакомство из слив, купленное у торговки Гансом из сказки братьев Гримм «Храбрый портной». (варенье )
- Имя сестры одиннадцати принцев, превращенных злой королевой в птиц в сказке Андерсена «Дикие лебеди». (Элиза )
- В кого превращались одиннадцать принцев из сказки Андерсена. (в лебедей )
- Кто привел Герду к принцу и принцессе? (Ворон )
Общие знания.
- Женское платье без рукавов. (сарафан )
- Родина первых Олимпийских игр. (Древняя Греция )
- Люди, которые ложатся спать поздно ночью. (совы )
- Герой русских народных кукольных представлений. (Петрушка )
- Место представлений в цирке. (арена )
- Одноклеточные грибки, используемые для выпечки хлеба. (дрожжи )
- Спрятанные в землю сокровища. (клад )
- Плод тропической пальмы. (кокос )
- Какую часть слова можно найти в земле? (корень )
- Какое колесо не вертится в автомобиле во время движения? (запасное )
- Перерыв между актами спектакля, отделениями концерта. (антракт )
- Контуры какой страны на карте напоминают сапог? (Италии )
- Гладкая блестящая поверхность, дающая отражение. (зеркало )
- Место для оркестра в театре. (оркестровая яма )
- Чувство меры, умение вести себя в обществе. (такт )
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного )
Литература:
- Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Кочергина А.В., Обухова Л.А., Гайдина Л.И. Внеклассные мероприятия: 3 класс. – М., 2007.
- Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Обухова Л.А., Барылкина Л.П. Внеклассные мероприятия: 2 класс. – М., 2007.
- Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С. Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. – М.,2004.
Поэтапное описание.
Подготовительный этап.
- Составление заданий для каждого тура. Подготовка необходимого для игры реквизита, изготовление орденов “Умников”. Формирование списка участников Выбор членов ареопага.
Ход игры
Организационный момент.
Приветствие ведущего. Объявление названия и правил игры. Представление судей - членов ареопага.Правила игры:
Мероприятие разработано по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”.
- В ходе отборочного тура необходимо выбрать участников игры - агонистов. Поэтому все пришедшие на игру отвечают на вопросы учителя, если отвечают правильно, то зарабатывают орден “Умника”. Три ученика, набравшие больше всех орденов, переходят во второй тур, становятся агонистами, а остальные участники теоретиками (болельщиками). Условия второго тура: на зеленой дорожке можно ошибиться 2 раза, на желтой – 1 раз, на красной – нельзя отвечать не правильно. Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается теоретикам (болельщикам), отвечает тот, кто первым поднимет руку, если он правильно ответил, то получает орден.
Побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку с наименьшим количеством штрафных очков
Учащиеся набравшие наибольшее количество орденов, определяют право на выбор игровой дорожки. Проводится между тремя агонистами. Им выдаются листы с терминами, в которых допущены ошибки. Агонисты должны за минуту найти ошибки и правильно исправить их.
Отбор агонистов:
- Димократия - демократия
Иппадром - ипподром
Стратек - стратег
Амфара - амфора
Аратор - оратор
пратекционизм - протекционизм
талерантность - толерантность
Калонии - колония Вопросы для 1 агона:
3. Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка?
(большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и часто общались на нём).
9.В 19 веке московский медик Христиан Лодер основал заведение «искусственных минеральных вод», где посетители вели неторопливый, пассивный образ жизни. Как называли посетителей этого заведения?
(Лодыри)
Его настоящее имя переводится как «выкованный из железа», а титул «великий хан» Этот завоеватель сказал: « Впереди моего войска идёт страх, а сабли лишь завершают дело». Назовите имя этого человека.
(Чингисхан)
В старинных рукописях часто употребляется название «Русское море», так как наши предки имели там наибольшее количество судов, но потом надолго потеряли его, вновь вернув выход к нему только в 18 веке. Какое название носит этот водоём сейчас?
(Чёрное море)
Вопросы для 2 агона - право :
1.Президент РФ по должности является Председателем правительства РФ.
(нет)
2.Российская Федерация – это светское государство. (да)
3.О каком термине идёт речь
Право избирать, т.е. право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и самоуправления.
(избирательное право)
4.Конституция РФ определяет Россию как:
А) федеративное государство
Б) унитарное государство
В) светское государство
Г) клерикальное государство
Д) социальное государство
(а, в, д)
5.Республика может быть:
А) симметричной
Б) асимметричной
В) президентской
Г) аристократической
Д) парламентской
(в, д)
6.У греков – агора, у новгородцев – вече, а у казаков -?
(круг)
7. У.Черчилль назвал её «худшей формой правления», не считая, разумеется, всех остальных. О чём он говорил?
(О демократии)
Вопросы для 3 агона- числительный :
Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?
(Это названия одного города)
Поэт Симонов писал в стихотворении, что битва произошла
«на голубом и мокроватом
Чудском потрескивавшем льду
В шесть тыщ семьсот пятидесятом
от сотворения году»
О какой битве он писал? Почему лёд был «мокроватый»? Когда произошла эта битва? Почему поэт указывает другую дату?
(Речь идёт о Ледовом побоище, которое произошло на Чудском озере. Лёд был немного подтаявшим, так как была весна. 5 апреля 1242г. Дата указана по старому летосчислению 6750-1242=5508 5508+2014= 7522г от Сотворения мира).
Вопросы для 4 агона- заморский:
1.Какая самая длинная река в Великобритании? (Темза)
2.Где заседает английский парламент? (Вестминстерском аббатстве)
4.Какой французский король сказал «Государство это я?» (Людовик 14)
5.Что означает английская пословица «Тайм из мани» (время –деньги)
6.Что означают английское слово: прайс лист(прескурант или список цен)
Имидж(образ)
Чизбургер(бутерброд с сыром)
Что означает по французски «бутик» (маленький магазинчик)
«кашне»(прячь нос)
«Пенсне»(защимить нос)
Что означает английская пословица «Тайм из мани»? (время – деньги)
На закуску.
Жители Москвы – москвичи, москвички
Как вы назовёте жителей Петербурга, Тулы, Архангельска, Курска, Перми?
(петербуржец, петербуженка; туляк, тулячка; архангелогородец, архангелогородка; курянин, курянка; пермяк, пермячка)
Принято считать, что веселый праздник Новый год пришел к нам из Византии вместе с христианской религией. Однако в народных традициях празднования Нового года явно прослеживаются языческие корни, а это значит, что зародились они задолго до Крещения Руси. К сожалению, у нас не сохранилось никаких сведений о том, как славяне встречали дохристианский новый год.
Когда наши предки приняли европейский Юлианский календарь, новый год для них стал наступать 1 марта. Но это был лишь официальный праздник, не особо почитавшийся народом. Если в средиземноморских странах начало марта совпадало с началом сельскохозяйственных работ, то на Руси, а особенно на севере Руси, в это время на полях еще лежал снег. Поэтому гораздо большей популярностью в народе пользовались праздничные обряды, приуроченные ко дню зимнего солнцестояния, когда «умирает старое и рождается новое солнце».
В 1492 году (а по другим источникам − в 1348 году) православная церковь, согласно решению Никейского собора, перенесла наступление нового года с 1 марта на 1 сентября. С тех самых пор на Руси новолетие стали встречать осенью. Этот праздник тоже не смог стать всенародным. Начало сентября совпадало у крестьян с разгаром сбора урожая, когда об отдыхе не могло быть и речи. Однако к новолетию было приурочено множество официальных торжественных обрядов. В канун наступления нового года по всей Москве били в колокола, а на следующий день на Красной площади собиралась большая толпа народа, которую поздравлял сам государь.
Но и эта традиция просуществовала сравнительно недолго. Желая идти в ногу с западными странами, Петр Великий запретил россиянам праздновать новый год в сентябре. Специальными указами от 15 и 19 декабря 1699 года праздник был перенесен на 1 января, а летоисчисление теперь велось не от сотворения мира, а от Рождества Христова. И если раньше у простых людей не было принято поздравлять друг друга с Новым годом, то отныне это стало обязанностью каждого.
Первый Новый год отмечали очень шумно: в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года народ развлекали праздничным фейерверком и парадом на Красной площади. А уже через 4 года все новогодние торжества были перенесены в Петербург. При Петре I особую популярность приобрели массовые гуляния и маскарады у Петропавловской крепости. На этих маскарадах веселились как простолюдины, так и дворяне во главе с самим Императором.
Как и следовало ожидать, «зимний» Новый год прижился в России не сразу. Еще долгое время наши предки пытались тайно отмечать сентябрьское новолетие, однако Петр довольно жестоко боролся с такими попытками. Он строго следил за тем, чтобы к 1 января все дома были украшены еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками, которые в то время полагалось наряжать орехами, фруктами и даже яйцами. Постепенно россияне начали привыкать к новому празднику, в народе сложились новые традиции и поверья. Например, обильный праздничный стол стал считаться залогом богатства семьи на весь предстоящий год. В начале XIX века в России появилось шампанское. Вскоре этот напиток стал неотъемлемой частью каждого новогоднего стола, каким он и остается до сих пор. Во время царствования императора Николая I на смену украшениям из хвойных веток постепенно приходят целые елки. Традиция наряжать ели на Новый год и Рождество закрепилась где-то к середине XIX века. Примерно в то же время на новогоднем столе появился знаменитый гусь в яблоках.
Советская эпоха стала для праздников Нового года и Рождества своеобразным испытанием. Конечно, теперь мы встречаем Новый год не совсем так, как встречали его наши предки, и все же настроение веселого зимнего праздника, традиции которого складывались веками, живет в нас и по сей день.