Карта - второй язык географии. Карта – второй язык географии Карта язык географии
Cлайд 1
Карта «язык» географии урок № 6 РЕСУРСЫ Учебник с.18-19 Атлас с.8-13 Тетрадь –тренажер с.5 (№12) Практическая работа: формирование приема описания географического положения объекта по заданному плану Электронное приложение к учебникуCлайд 2
Методы изучения Земли Картографический метод исследования Картография Основные термины и понятияCлайд 3
Учащиеся должны: знать/понимать определение картографии как науки, значение картографических методов исследования; Уметь читать различные виды географических карт; Составлять описание развития основных методов изучения Земли; Определять географическое положение объекта Планируемый результатCлайд 4
История развития методов изучения Земли. Примеры методов описания, наблюдения, статистического, моделирования и др. Картографический метод исследования, его уникальность. Примеры картографических источников различных исторических периодов. Значение географических карт в жизни человека, примеры. Наука картография. Создание современных картографических изображений Основное содержаниеCлайд 5
Цель: сформировать представление о картографическом методе как особом методе географической науки. Задачи: Сформировать представление о развитии методов изучения Земли, о науке картографии; Сформировать преставление о значении географических карт в жизни человека, способах их создания; Начать формирование умения описывать географическое положение объекта Цель и задачиCлайд 6
1. Какие методы изучения Земли существуют 2. Как используют карты ученые географы 3. Как составляются карты Вы узнаете:Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Методы изучения Земли Люди научились описывать и запоминать окружающую местность. Это сохранилось в наскальных изображениях, мифах и легендах. Возникло 2 древнейших метода: наблюдение и описание. 1. Показывали охотничьи угодья, тропы, опасные места. 2. Позднее научились показывать с помощью карт расстояния и площади. Картографический метод По мере освоения новых территорий …Cлайд 10
Cлайд 11
Метод коллекционирования. Привозились коллекции камней, гербарии, чучела животных. Полевой метод Сбор материала на местности Камеральный метод. Обработка собранного материала Появились новые компьютерные технологии, программы, приборы по сбору и поиску информации. Возник новый метод. МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯCлайд 12
Cлайд 13
Глобус - это объёмная модель планеты, уменьшенная во много раз. Карта- обобщенное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. План – это чертёж, на котором условными знаками изображён в уменьшенном виде небольшой участок земной поверхности. Условные знаки плана отличаются от условных знаков карты.Cлайд 14
Виды карт По содержанию По охвату территории По масштабу Общегеографические (физические)- показывают рельеф, реки, озёра, моря Тематические- посвящены определенным темам: размещению населения, положением стран Содержание, охват территории и масштаб карты определяется её назначением Назначение карт Учебные Научно-справочные ТуристическиеCлайд 15
Методы исследования- это способ, путь познания. Логический, исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и др и называются – общенаучными. Методы географической науки Сравнительно-описательный метод.(Самый древний). Человек описывает какую-то новую для него местность и сравнивает с той, которая ему уже известна. Экспедиционный метод- исследования непосредственно на местности. Картографический метод. Ученые сначала наносят на карту объекты, а затем изучают уже готовые карты. Карта даёт много информации, и нужно научиться её правильно читать. Это труд, созданный Человеком.Cлайд 16
Наука о картах как особом способом отражения действительности, об их создании и использовании называется картография. «Карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент любого географического исследования» Н.Н. Баранский-географ ХХ в.Географическая карта является главным дидактическим пособием в преподавании географии. На уроках с помощью карты мы можем увидеть сразу всь мир и более детально изучить его чсти. Без карты не могла бы существовать география, как наука о Земле. В процессе работы с картой на уроке мы используем ее как источник новых знаний - это помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карта – живой язык географии
Меняется все! Времена, нравы, даже ход светил.
Неизменным остается одно – бесконечная любознательность человека.
Н.Н. Баранский
География традиционно считается одним из классических школьных предметов. «Хотя зенит ее славы давно прошел, она привыкла довольствоваться положением "золотой середины" школьных предметов, отвечая за свою нишу в среднем образовании. Ведь никто не может отрицать того, что это единственный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное и системное представление о Земле как о планете людей. Географическая культура служит важной составной частью общей культуры человека. Язык географических названий, в отличие от языка формул и уравнений, давно уже стал языком общекультурного общения людей» (5). Именно на уроках географии важно формирование этнокультурного компонента. Составляющей является работа с географическими картами. А вновь возникающие потребности общества выдвигают необходимость создания методики работы с картой. «География» в переводе означает «землеописание», что остается до сих пор ее основной целью. Среди множества задач географии - выявить особенности взаимодействия разных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места, то есть решить задачу описания территории. Многие учителя географии (и я в том числе) считают, что наибольшее практическое значение во всем разнообразии школьной географии имеет картографическое направление. Только карта может дать человеку представление о положении в пространстве. Как известно, без географической карты нет географии. «И человек давно владеет замечательным средством, открывающим взору всю нашу планету, и дающим детальную картину ее отдельных частей, природы, населения, хозяйства. Это средство – географическая карта» (2). Географическая карта является главным дидактическим пособием в преподавании географии. Почему же так велика роль карты в географии? Это определяется спецификой нашего предмета. «Земля столь велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико» (2). На уроках с помощью карты мы можем увидеть сразу весь мир и более детально изучить его части. Без карты не могла бы существовать география, как наука о Земле. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты. « И уже в каменном веке создавались предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ, схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека - наскальная живопись» (4).
Что дает карта в преподавании географии? Мы с учениками можем по карте определять географическое положение какого-либо объекта. Посредством определения географических координат, можем точно определить местоположение этого объекта. Карта показывает нам размещение интересующих объектов на поверхности Земли. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение географических явлений и процессов. Можно изучать не только положение, но также размеры и форму географических объектов. При помощи карты мы на уроках изучаем географическую номенклатуру. Географическая карта – это не только инструмент познания и наглядное пособие, она – как увлекательная книга. Поэтому задача любого учителя – это, прежде всего, научить школьника работать с географической картой – сформировать навыки чтения карты. «Географическая карта имеет громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа с картами атласа и контурными картами формирует у детей интерес к географии, повышает мотивацию к изучению предмета, способствует развитию творческого воображения и мышления, обогащает устную речь» (3). В процессе работы с картой на уроке мы используем её, как иллюстрацию знаний об объектах или явлениях, рассказанных учителем или прочитанных в учебнике, как источник знаний об изображённом объекте или явлении, как источник новых знаний, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изображённых. Это помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, вовлечь учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность.
« Быстрое развитие компьютерных технологий в современном мире, внедрение их во все сферы человеческой деятельности делают проблему компьютеризации современного образования одной из наиболее актуальных. Компьютерная грамотность становится сегодня не только характерной чертой специалиста – профессионала, но и является важным показателем общей культуры человека» (7). Поэтому, одно из направлений совершенствования работы современного учителя географии связано с активным применением компьютера на уроках географии. Выполнение функции управления учебной деятельностью – существенный признак применения компьютера, как обучающего средства.
Физическая география – школьный предмет, призванный сформировать образное представление у детей о нашей планете. Считаю, что необходимо вместе с изучением учебника и устным изложением материала обязательно использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, а так же современные геоинформационные технологии и ресурсы Интернета. «Использование Интернета в учебном процессе имеет позитивные характеристики - у школьников формируются мыслительные навыки, развиваются навыки выбора нужной информации, возрастает информационная грамотность» (6). Применение в школе современных форм уроков, в частности урока с использованием Интернет-ресурса, – это мощный стимул в обучении географии. Информационные технологии с правильно используемыми педагогическими технологиями, создают необходимый уровень качества, вариативности и дифференциации обучения. Нестандартные и занимательные задания, при выполнении которых ученик обращается к карте, развивают образное мышление ребенка, умение анализировать получаемую информацию.
Материал, который мы даем на уроке - объемный и разноплановый. Интернет-ресурсы помогают дополнить урок необходимыми картами, восполняют недостаток необходимых карт. Ресурсы Интернет, электронные учебники, презентации применяются мною на уроках в различных целях: для обеспечения самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д.
Например, шестиклассники только начинают познавать мир, им сложно усваивать большой объем информации. Поэтому на уроке им можно увидеть не только тот вулкан, что изображен в учебнике, а познакомиться с вулканами Коровина, Павлова, Вельяминова, названными в честь русских исследователей северо-западной Америки (http:// www.ecosystema.ru .). Чем больше характерных черт каждого вулкана запомнит ребенок, тем более комплексным и реалистичным будет для него это понятие. Все рассматриваемые объекты обязательно во время занятий находить на карте и в атласе.
Используемая литература:
6. Заяц Д.В. Интернет- ресурсы на уроках географии. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008 г.
7. Филатова, Н.Б. Компьютер на уроке географии. Научно-методический журнал « География в школе», М.: «Школа-пресс», № 2, 2001 г.
Программа внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии»
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Фундаментального ядра содержания общего образования.
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.
В ряду географических умений особое место занимают картографические умения.
О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н.Н. Баранский. “ Карта есть “ альфа и омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается. Без карты, хотя бы плохонькой, в географическую экспедицию не едут, а результаты экспедиции наносят на карту, уточняя ее и обогащая”
Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.
Задачи курса конкретизированы по блокам для каждого периода изучения.
Целесообразность курса. На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов. За 1 час в неделю сложно сформировать у детей практические умения навыки работы с разными тематическими картами.
Актуальность курса . Курс предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS -навигационных систем.
Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “ знание карты”.
Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся .
Место курса в системе географического образования в школе. Содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Курс “ Карта – второй язык географии” дает дополнительные возможности для формирования картографической грамотности учащихся и устраняет многие недостатки, связанные с сокращение количества часов в основных курсах географии.
Форма организации занятий: кружок.
Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).
Основные принципы построения программы:
преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;
последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;
личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся
Этапы реализации программы:
5-6 классы. Курс “ Карта – второй язык географии. Географические модели Земли” является пропедевтическим по отношению к остальным курсам.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников.
задачи :
формирование интереса к географии;
дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;
формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представления о топонимике и происхождении географических названий;
формирования представления о странах мира.
7 класс. В курсе “ Карта – второй язык географии. География Земли” у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли. Содержание курса добавляется страноведческими знаниями.
Основная цель курса: развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов, формирование минимума знаний о странах и народах мира.
При изучении курса решаются следующие задачи :
расширение представлений о природе Земли;
создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;
развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
формирование специфических географических и общеучебных умений составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и объектов и явлений по картографическим источникам;
развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
формирование представления о странах и народах мира.
8 класс. Курс “ Карта – второй язык географии. География России” выполняет важную обучающую и идеологическую функцию.
Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.
При изучении курса решаются следующие задачи :
формирование умения работы с картами различного содержания;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернет-ресурсов;
формирование представления об изменениях административной карты РФ;
формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия;
развитие чувства уважения к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы;
предпрофильная ориентация.
9 класс. Курс “ Карта – второй язык географии. GIS -технологии” способствует всестороннему развитию личности, успешной социализации выпускников и овладению важным средством анализа информации.
Цель: дать представление о методах работы с современными картографическим материалом (электронными картами и географическими информационными системами (ГИС)).
При изучении курса решаются следующие задачи :
показать основные отличия бумажных и электронных карт;
познакомить с особенностями электронных карт и ГИС;
показать возможность использования ГИС при выполнении творческих заданий и работе над проектами;
формировать практические навыки работы с электронными картами и ГИС при работе над проектами;
предпрофильная ориентация.
Содержание курса “ Карта – второй язык географии. Географические модели Земли ” (5-6 классы) направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Содержание программы.
5 класс. 35 часов.
Тема 1. Картография. (2 часа)
География как наука. Источники географической информации. Картография. Значение карт.
Тема 2. Земля и её изображение. (4 часа)
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус - модель Земного шара. План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки.
Практические работы:
Работа над проектом (Первые карты Эратосфена. Изобретение компаса. Космические снимки).
Тема 3. Школа Робинзонов. (8 часов)
Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности.
Практическая работа:
Игра “ Путешествие по топографической карте”.
Тема 4. История географических открытий . (9 часов)
Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение поверхности Земли - результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “ Кон -Тики”. Глубоководные аппараты “ Мир -1” и “ Мир -2”.
Практическая работа:
Работа над общим проектом “ Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.
Тема 5. Географическая карта. (10 часов)
Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Карта природных зон мира. Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня. Влажные экваториальные леса.
Практическая работа:
Работа над общим проектом “ Природные зоны в мультфильмах”.
Содержание программы.
6 класс. 35 часов.
Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. (13 часов)
Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.
Практические работы:
Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.
Определение географических координат.
Составление географического описания по карте.
Проект “ Использование географических карт”.
Тем 2. Мы юные картографы. (8 часов)
Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “ Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.
Практические работы:
Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа
Проект “ Создаем конструктор литосферных плит”.
Тема 3. Мы юные топонимисты. (7 часов)
Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности.
Практические работы:
Географические названия своей местности.
Проект “ Каталог географических названий Орловской области”.
Проект “ Тропами Орловского полесья”
Тема 4. Страны мира. (4 часа)
Сколько стран на Земле. Страны Европы.
Практическая работа .
Проект "Сказочная карта Европы".
Карты представляют собой тексты, «написанные» на особом языке. Картографическая знаковая система является языковым образованием. Рассмотренная в контексте семиотики, она обнаруживает весь спектр семиотических отношений – синтаксических, семантических и прагматических.
Известны замечательные слова Н. Н. Баранского, что «карта – второй язык географии» и притом язык и более экономный и более доходчивый. Он писал: «1) карта – альфа и омега географии, начальным и конечный момент географического исследования; 2) карта – стимул к заполнению пустых мест; 3) карта – средство к выявлению географических закономерностей; 4) карта – необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического исследования; 5) карта – «второй язык» географии; 6) карта – один из критериев географичности» . Можно сказать, что язык карты принципиально необходим географии.
Добываемые этой наукой знания в своей абстрагированной конкретности, в единстве общего и единичного выражаются преимущественно в картографической форме. Язык карты – это едва ли не основное средство выделения и «описания» объектов географического изучения, географического моделирования, фиксации географических теорий. Наконец, язык карты может рассматриваться как системообразующая основа всего цикла географических наук, ключ к пониманию их целостности. Он играет важнейшую роль в осуществлении познавательной и практической функции географии.
Достаточно в этой связи напомнить, что с помощью карт установлены многие географические законы, введены в «обращение» модельные теоретические конструкции пространственной структуры различных явлений, стали доступными наблюдению и изучению ненаглядные аспекты действительности. От картографических образов-представлений берут начало многие научные географические понятия, вместе с новыми картами рождаются новые отрасли географии и направления научных поисков. С помощью карт регламентируются и планируются географические эксперименты, через их посредство идет внедрение новых методов исследования, внедрение результатов в практику.
Развитие интеграционных процессов в картографии, прогресс геоинформационного картографирования привели к развитию нового научного направления – геоиконики как науки о геоизображениях (Берлянт, 1996).
В последние десятилетия видное место в картографии заняла языковая концепция в разных ее модификациях. Истоки ее прослеживаются в трудах видных отечественных и западных картографов: М. К. Бочарова, М. Бертэна, А. Ф. Асланикашвили, Л. Ратайского. Сегодня эта концепция составляет как бы «третью силу» в теории картографии и развивается в нескольких направлениях: как «чисто» семиотический подход, как языковые подход и как соединение обоих этих подходов.
Анализ теоретической мысли за последние полвека показывает, что в картографии долгое время (с 40-х до начала 60-х годов) господствовала модельно-познавательная концепция , в значительной мере опиравшаяся на теорию картоведения, разработанную Н. Н. Баранским, К. А. Салищевым и их многочисленными последователями. Ее основные положения сводятся к следующему: картография – наука о познании действительности посредством картографического моделирования; карта – образно-знаковая модель действительности; картографическая генерализация – процесс целенаправленного отбора и обобщения показываемых объектов, способствующим более отчетливому проявлению основных элементов и связей, получению качественно новой информации; основные направления теоретических исследований – системный подход в картографии, картографическое моделирование, использование карт, развитие теории географической картографии; основные контакты – с географией, и другими науками о Земле и обществе, с техническими науками, теорией и методологией, познания.
В начале 60-х годов возникает коммуникативная концепция , как отклик на внедрение в картографию информационных идей и компьютерных технологий и при этом некоторого удаления ее от материнской науки – географии. Коммуникативная концепция трактует картографию как науку о передаче пространственном информации, как особую отрасль информатики, а карту рассматривает, как канал информации, средство коммуникации между создателем карты и ее потребителем.
Главные положения теории языковой концепции сводятся к тому, что картография – это наука о языке карты, одна из отраслей семиотики, а следовательно карта – особый текст, составленный с помощью картографическом языковой системы. Основные направления исследований – развитие и совершенствование языка карты, его грамматики, методов автоматизированного конструирования картографических знаковых систем и текстов, а главные внешние контакты картографии видятся во взаимодействии с семиотикой, лингвистикой, теорией информации, компьютерной графикой, с географическими науками.
Геоиконика изучает общее свойство всех геоизображений: карт, электронных карт, аэро- и космических снимков, стереоизображений и компьютерных анимаций, трехмерных моделей и др.
Язык карты, как систему, образуют совокупности исходных элементов – знаков (словарь) и правила их комбинации в тексте (грамматика).
Основные функции языка карты – коммуникация, моделирование и познание. Карта представляет собой незаменимое средство хранения и передачи пространственной информации, обладает определенной информационной емкостью (объемом информации на единицу площади), которая в десятки и сотни раз превосходит информационную емкость печатного текста.
Будучи образно-знаковой моделью, карта является важным элементом эвристического мышления, создания картографического образа, который представляет собой пространственную комбинацию картографических знаков, воспринимаемая читателем карты или распознающим устройством. Под термином «пространственная комбинация» понимается совокупность картографических знаков с их сочетаниями, связями, таксономической соподчиненностью и группировками.
А. М. Берлянт ввел в научный оборот термин «геоизображение», под которым подразумевается «любая пространственно-временная, масштабная, генерализованная модель земных (планетных) объектов или процессов, представленная в графической образной форме .
Так происходит обогащение понятийно-терминологического словаря картографии (и развитие этой науки), что не может не сказываться на системе географических наук в целом, на профессиональном географическом языке и методах исследования.
Из вышеизложенного вытекает, что все содержание карты можно рассмотреть как единство отображения двух сторон действительности: 1) пространства и 2) содержания. Первая сторона отражается пространственным «поведением» знака, вторая – закодированным в нем значением. Закодированное в знаках значение можно изложить гораздо шире и в любой степени детальности языком слов. Но конкретность, которую отображают знаки своим пространственным «поведением», никаким иным языком нельзя отобразить.
Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1960. С. 275-276, 290.
География – одна из древнейших наук, возникших в помощь человеку. В современной интерпретации именно применение географических знаний и умений используется:
- для сохранения окружающей среды и социально ответственного проведения в ней
- для адаптации к условиям проживания на определенной территории
- для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности
Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество породило такую современную форму обучения, как урок.
Четко сформулировал основные принципы обучения Ян Амос Коменский в «великой дидактике» почти 400 лет назад (в основе – принцип сенсуализма – чувство восприятия, познание, в противоположность – рационализму)
Как известно, урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников.
«Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется на уроке» (М.Н. Скаткин)
Даже, если учитель будет знать, на что у данного ученика он может опираться и что у него надо развивать, то это еще не будет ответом на вопрос – с помощью каких именно приемов учебной работы можно это делать?
«Что требуется для успешного выполнения данного задания, то этим заданием и развивается» - этот принцип является универсальным и концептуальным для развивающего обучения.
В современном мире нет обособленных уголков. Расширяются международные экономические и культурные связи. Авиатранспорт поразительно сблизил между собой континенты. Но даже космонавту необходимо около полутора часов для облета Земли. Между тем, человек давно владеет замечательным средством, открывающим взору всю нашу планету или дающим детальную картин у ее отдельных частей, их природы, населения, хозяйства и культуры. Это средство – географическая карта. Поэтому совершенно логично, что среди целей изучения географии в современной школе на базовом уровне есть эта:
- овладение умениями ориентироваться на местности;
Использовать один из «языков» международного общения – географическую карту и современные геоинформационные технологии и ресурсы Интернета для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
А среди общеучебных умений, навыков и способов деятельности на базовом уровне выделяется умение работать с картами различной тематики.
В старшей школе планируется преподавание географии и на профильном уровне. Особое внимание в процессе профильного изучения географии должно быть обращено на методы географических исследований и в первую очередь – картографический.
Из всего вышесказанного очевидно, что работа с картой в современной школе занимает особое место для географа-профессионала это очевидно.
Но как убедить современного воспитанника в том, что карта – источник информации и объект исследований?
Современный ученик должен быть с картой на «ты». В помощь предлагаю эффективный курс, рассчитанный на 8 часов.
Итак,
«Карта – второй язык географии».
Занятие №1 «Краткий очерк истории картографии»
- зарождение и развитие картографии
- современное состояние картографии
- перспективы развития
Занятие №2 «Картография и географические карты»
- определение картографии
(картография – наука о географических картах, как особом способе отображения действительности, включающая в свои задачи всестороннее изучение географических карт, а также разработку методов и процессов их создания и использования.)
Определение, принятое международной картографической ассоциацией: «картография – совокупность исследований и работ – научных, художественных и технических (начиная с обработки полученных источников), выполняемых при проектировании и создании карт и других форм изображения, а также при их использовании».
- основеые свойства карты (издавна принято считать географическую карту, как уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
Однако три черты определяют специфику картографических изображений:
- математическое определенное построение
- использование картографических знаков
- отбор и обобщение изображаемых явлений
- значение карт в науке и практике
- элементы карты
Занятие №3 «Математическая основа карт»
- понятие о картографических проекциях
- классификация проекций
- искажения в картографических проекциях
- координатные сетки
- масштабы
Занятие №4 «Картографические знаки и способы картографического изображения. Надписи на картах.»
- картографические знаки
- способы картографического изображения
- картограммы, картодиаграммы, рельефные модели, блок-диаграммы
- надписи
Занятие №5 «Картографическая генерализация»
Занятие №6 «Классификация, виды и типы географических карт. Атласы.»
- классификация карт
- типы карт
- атласы
Занятие №7 «Обзор основных карт и атласов. Анализ карт»
- карты и атласы общегеографические, топографические, тематические и комплексные
- морские карты
- анализ и оценка карт. Методы анализа
Занятие №8 «Использование географических карт как средства исследования
- способы анализа
- использование карт в целях прогноза
Вновь возникающие потребности общества порождают необходимость создания методики работы с картой с учетом проблем, выдвигаемых реальной жизнью. А удачная, прогрессивная разработка этих проблем создает необходимые условия для решения задачи формирования базовых компетентностей современного воспитанника.